События и комментарии экспертов фонда

  |  21 апреля, 2019   |   Читать на сайте издания

Новости Вести FM

 
В: Константин Николаевич, чем объясняете такие цифры у В. Зеленского?
 
К: Это было достаточно ожидаемо, напомню, еще перед первым туром социологи меряли второй выбор у тех кандидатов которые не проходили во второй тур, то есть сторонники, которые голосовали в первом туре за Тимошенко, Луценко, за других кандидатов, и почти все они большей частью, в случае, если их кандидат не оказывался в списке в бюллетене, то они говорили, что проголосуют скорее всего за Зеленского. Мне кажется, с точки зрения политического прогнозирования, социологии, настроений на Украине, ничего экстраординарного на Украине не произошло. Интересно только, пожалуй, что 70% и так было, а все, что свыше 70%, Зеленский добавил себе последним днём, дебатами, которые он триумфально выиграл. В спорте об этом говорят: "в одну калитку". Я не понимаю, почему штаб президента Украины так плохо поработал и так плохо подготовился к такому важному мероприятию, последнему, понятно, что ситуацию радикально изменить было невозможно, борьба шла только за неопределившихся, их не более 7-8%, но все равно президент выглядел уставшим и комичным.
 
В: Что бы вы посоветовали его консультантам? Как надо было подготовить Порошенко?
 
К: Не надо было совершать однозначно проигрышные ходы, не надо было бесконечно говорить про Коломойского, обязательно должны были рядом быть люди, которые, как в случае с Зеленским, подсказывали ему, как правильно себя вести. И конечно, в случае провокационного вопроса в конце: "Вам не стыдно?", надо было нарушать регламент. Надо было сказать, что мне, конечно же, стыдно за все наши обещания, которые мы не смогли исполнить, по разным причинам не смогли, но я горжусь за всё то, что мы сделали для независимости Украины. Последний день, снять его (Порошенко) невозможно, ну кто посмотрит на этот регламент? В результате он сказал "нет", а в том печальном экономическом состоянии, когда большая часть людей говорит, что их жизнь ухудшилась, а президент на вопрос отвечает: "нет, мне не стыдно", он лишил себя пары процентов голосов дополнительно. У него к тому моменту и так их было немного, у него остался только ядерный электорат, оголтелые сторонники националистического крыла прозападной партии, партии войны.
 
В: И с другой стороны Зеленский, который человечно говорит: "Вот видите, не так трудно быть человеком".
 
К: Зеленский выиграл по всем статьям, ему вспомнят эти колени. И они точно придумали, как эти колени интерпретировать. Прекрасный ход: "у меня есть вопросы от себя, но я предложил народу Украины сформулировать вопросы, я сейчас говорю от имени народа Украины".
 
В: Вы не знаете, кто его консультировал? Украинские политтехнологи или западные, американские? 
 
К: Он представлял свой штаб, это украинские специалисты, но я бы не сказал, что это политтехнологи, это люди, которые в разное время с ним работали. К дебатам они подготовились блестяще. Очень плохо отработал штаб Порошенко, они долго не видели в Зеленском соперника, они считали, что главный соперник - Тимошенко, и дали Зеленскому фантастическую фору в полтора месяца, когда он мог абсолютно свободно делать всё, что хотел. А когда они поняли, что это проблема, время было упущено. Они решали для себя задачу только выхода во второй тур, но они вышли во второй тур с таким колоссальным антирейтингом и превосходством Зеленского, что за три недели изменить что-то было просто невозможно.
 
В: Да, Порошенко несколько высокомерно подошел к этим дебатам. 
 
К: При Януковиче можно было бы разыграть миллион вариантов. Но ничего этого не делалось, он (Порошенко) нёс что-то невнятное. На этих дебатах Порошенко совершил всего один правильный шаг, кто-то из его штаба решил все-таки немного поработать: там изначально предполагалось 2 сцены, которые не должны были соприкасаться. И Порошенко, который говорил про "кота в мешке", что "Зеленский - колун", он со своей сцены пришел на ту, где стоял Зеленский. Финальная сцена этих дебатов - гимн Украины, и почему Порошенко первый запел? Логика была в том, что 15 тысяч его сторонников из 22 тысяч, пришедших на дебаты, подхватывают песню, а Вакарчук должен был встраиваться в тот фрагмент, который поёт президент и его сторонники. Красивая задумка, но она была отвратительно реализована: выглядело так, будто Порошенко начал зачем-то петь раньше Вакарчука.
 
В: Почему же Порошенко встал на колени спиной к народу?
 
К: Это выглядело ужасно. Конечно, нужно было встать лицом, логика Порошенко была в том, что на сцене был украинский флаг и стояли воины АТО. 
 
В: Есть ли у вас оптимизм по поводу отношений России и Украины теперь?
 
К: Да. Он у меня достаточно сдержанный, но первые заявления после победы, которые сделал Зеленский в штабе, что будет придерживаться минского формата и минских договоренностей, что он хочет побыстрее завершить обмен военнопленными, это все то, что всегда предлагала Россия, и то, что в течение трех лет по разным причинам тормозил Порошенко, это, все-таки, шаг вперёд. Зеленский и вся его кампания, если посмотреть на политические заявления, они все идут с позиции прагматизма, понятно, он ограничен политической рамкой, рамкой международных обязательств, зависимостью от европейских стран, США, но тем не менее, его задача - показать, что они - люди другого поколения, они могут по-другому. Все равно будет лучше, чем было бы при этих разжиревших политиках старого поколения. Он просто будет вынужден. Ему нужно будет в ближайшие полгода показывать очень быстро, что он что-то делает. На Украине следующие выборы, выборы в Верховную Раду, Украина - республика парламентско-президентская, парламенту передано довольно много дополнительных полномочий и, конечно, Зеленскому важно, чтобы партия "Слуга народа" тоже получила хорошие позиции, стала центром формирования провластной коалиции, а для этого необходимо, чтобы люди не разочаровались очень быстро в том, что он обещал и в том, что он делает.