События и комментарии экспертов фонда

  |  26 сентября, 2018   |   Читать на сайте издания

Признанный губернатор

Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин убежден, что поражение кандидатов в губернаторы от "Единой России" в ряде регионов во втором туре - это их личное поражение, а не проигрыш партии власти.

"Кампания по выборам губернатора - это, прежде всего, персональная кампания. Партия может поддержать, но кампанию ведет руководитель региона, это его персональные выборы", - заявил он "Интерфаксу", комментируя итоги второго тура губернаторских выборов в Хабаровском крае и Владимирской области.

По оценке эксперта, "Единая Россия", как партия, эффективно работала во всех регионах.

"Единая Россия" в кампаниях по выборам губернаторов играет роль второй скрипки, первая скрипка - сам кандидат. Просто там, где кандидаты-единороссы не допускали ошибок, правильно проектировали свою работу, там они добились успеха", - отметил Костин.

В этой связи он напомнил, что кандидаты в губернаторы, поддержанные "Единой Россией", на выборах 9 сентября одержали победу в 16 регионах, еще в двух регионах кандидаты от "Единой России" были наделены полномочиями через Законодательные собрания.

Проигравшие же на губернаторских выборах "единороссы" (которые были губернаторами или назначены врио главы региона президентом РФ), по мнению эксперта, просто не смогли воспользоваться серьезным "президентским бонусом".

"Проигравшие кандидаты в губернаторы, назначенные врио президентом России, подставили сами себя потому, что поддержка президента - это серьезный ресурс и бонус, но они им грамотно не распорядились", - сказал Костин.

Кроме этого, полагает эксперт, поражение представителей партии власти во втором туре объясняется изменениями электоральных предпочтений.

"Если анализировать структуру изменений электоральных предпочтений между первым и вторым турами, то она выглядит примерно так: есть ситуативный электорат и его достаточно много, который всегда присоединяется к победителю, или тому, кого он считает победителем. Если по итогам первого тура они не считают действующего губернатора победителем, то во время второго тура к таковым относят его конкурента", - пояснил Константин Костин.

При этом по его мнению, не важно, с каких позиций кто выходил во второй тур - "были случаи, когда действующий губернатор выходил во второй тур с результатом 48- 49,5% и потом проигрывал второй тур конкуренту, получившему в первом туре 10-15%".

"Мы имеем ситуацию переворачивания электорального поведения избирателей", - заявил эксперт.

Вместе с тем, как полагает Костин, на результат представителей партии власти "оказала негативное влияние и пенсионная проблематика, что мотивировало достаточно серьезную группу избирателей показать недовольство действиями властей, голосуя за оппозиционного кандидата". В тоже время эксперт заявил, что не видит особых проблем в том, что все больше губернаторских постов в регионах страны занимают именно представители оппозиционных парламентских партий.

"Никакой проблемы в этом нет. Мы видим и сейчас, что представители оппозиционных партий в регионах работают довольно успешно. Власть осознанно расширяла и расширяет партийное представительство, в том числе на уровне региональной исполнительной власти", - подчеркнул Костин.