Статьи на ту же тему
| 12 сентября, 2018 | | | Читать на сайте издания |
Москва. 12 сентября. ИНТЕРФАКС – В России пока не происходит трансформации четырехпартийной системы в РФ в двухпартийную, считает близкий к Кремлю эксперт, глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.
«Думаю, что тенденций к этому нет. Говорить о том, что, по крайней мере, в текущих условиях складывается некая двухпартийная система, я бы не стал. У нас четырехпартийная система. Если быть совсем строгим, трехпартийная», – заявил на состоявшемся в среду в Москве «круглом столе» по итогам выборов в рамках Единого дня голосования К.Костин, отвечая на вопрос «Интерфакса».
По мнению эксперта, возникает вопрос о судьбе либерального фланга современной партийно-политической системы в РФ.
«У нас до конца не понятно, что же будет с либеральным флангом, избиратели которого составляли 15%. Они не могут «раствориться» или распределиться между существующими партиями. Понятно, что у «Единой России» есть некое либеральное крыло, но не для всех либералов оно достаточно либеральное», – сказал К.Костин.
Оценивая общие итоги выборов, эксперт высказал мнение, что партии власти удалось сохранить лидирующие позиции, но при этом свое влияние укрепили парламентские оппозиционные партии, особенно КПРФ и ЛДПР.
«Эти выборы показали, что запас прочности у «Единой России» достаточно высокий. 9 сентября «единороссы» смогли получить свыше 60% голосов, в среднем по стране. Из 16 законодательных собраний только в трех у «Единой России» нет «контрольного пакета». Хотя, я думаю, в результате коалиционных договоренностей «Единая Россия» наберет все, что ей необходимо», – сказал К.Костин.
При этом глава ФоРГО отмети активность парламентских оппозиционных партий, которым удалось в ряде регионов укрепить свои позиции. «Мы наблюдаем активность парламентской оппозиции. «Справедливая Россия» практически везде восстановила свое присутствие, на всех выборах преодолела пятипроцентный барьер. Есть ряд ярких побед у ЛДПР, которая традиционно проходит в региональные законодательные собрания. Есть у нее «почти победа» в горсовет Красноярска, есть второй тур в Хабаровском крае, во Владимирской области. Это очень хороший результат», – отмечает эксперт.
«У коммунистов (КПРФ) тоже есть вторые туры. Все это дает основание думать, что партийный сегмент нашей политической системы находится в работоспособном состоянии. Никакого кризиса представительства, которым пытались запугивать, не зафиксировано», – сказал он.
«Накануне выборов практически все опросы показывали, что часть электората, которая уходит от «Единой России», как бы «растворяется», не переходит к другим партиям. Сейчас, по итогам выборов, мы видим, что эти голоса распределились, в первую очередь, между парламентской оппозицией. Это тоже очень хороший показатель», – сказал К.Костин.
Ранее, после выборов 9 сентября, в Компартии заговорили о формировании в России двухпартийной системы.
«Конкуренция с КПРФ столь сильно поджимает «Единую Россию», что, в принципе, можно говорить о формировании двухпартийной системы», – сказал секретарь Центрального комитета КПРФ Сергей Обухов 10 сентября на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса».
А лидер КПРФ Геннадий Зюганов сообщил 11 сентября «Интерфаксу», что в КПРФ готовы объединяться с другими политическими силами для возможного формирования в РФ двухпартийной системы. «Мы готовы скооперироваться со многими, у нас в Патриотический союз входит 200 организаций, мы готовы», – сказал Г.Зюганов.
А лидер «Справедливой Росси» Сергей Миронов 10 сентября высказался за создание в РФ крупной левой партии на социал-демократических принципах. «Четыре партии – похоже, что это уже надолго. Но вот сделать так, чтобы левая социал-демократическая партия стала более мощной и чтобы она вбирала в себя большинство левого электората – это по силам. Эту работу спокойно, без лишней публичности ведем. Мы считаем, что нужно создавать мощную левую партию на базе социал-демократической идеологии, а не коммунистической», – сказал политик.