Россияне отказались от идей, ради которых мерзли на митингах 2011-12
Что произошло с нами?
На предстоящих выборах губернаторов, которые пройдут 9 сентября, во всех 22 регионах у главных кандидатов нет реальных конкурентов. Все они пройдут по прогнозируемому сценарию. К такому выводу пришли авторы доклада Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) «Обзор кампаний по выборам высших должностных лиц − 2018». Это тренд сформировался в последние шесть лет, с тех пор как прямые выборы были возвращены.
Авторы доклада приводят в пример выборы губернаторов 2012 − 2017 годов, которые прошли по доминантным сценариям − то есть их победители были известны заранее, а борьба, если и велась, то сугубо за вторые места. Так, в 2012 году в ходе «дебютных» выборов (в 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены, 1 июня 2012 года − возвращены) в пяти областях конкурентных кампаний не было. В 2013 году состоялись выборы в восьми регионах, конкурентной была лишь кампания по выборам мэра Москвы, напоминают авторы доклада. В 2014 году выбирались главы сразу 30 регионов, однако конкурентными, по данным ФоРГО, были лишь алтайская и, пожалуй, якутская кампании.В последующие годы конкуренция на губернаторских выборах также возникала лишь в виде исключения − например, в 2015 году, где в Иркутской области выборы во втором туре выиграл кандидат от КПРФ Сергей Левченко.
Предстоящие 22 губернаторские кампании также пройдут по «доминантному сценарию», отмечается в докладе. Эксперты ФоРГО считают, что превосходство кандидатов власти задается не только и не столько их административным ресурсом, но авторитетом Владимира Путина: «Назначая врио глав, он, по существу, выдвигает их на выборы, последующие решения партий носят формальный характер». В докладе отмечается, что конкурировать с выдвиженцами Путина, который сам в 2012 г. набрал 63,6% голосов, а в 2016-м − 79,7%, затруднительно.
Кроме того, эксперты пришли к выводу, что системные оппозиционные партии испытывают сегодня кадровый дефицит: у них нет ярких кандидатов, которые способны убедить региональные элиты и электорат в своей привлекательности. В докладе ФоРГО приводятся в пример коммунисты: «КПРФ некогда имела в своих рядах целую когорту номенклатурных профессионалов, выброшенных из власти в 1991 году и жаждавших реванша». Однако сегодня коммунисты явно ощущают кадровый дефицит, поэтому подчас вынуждены выставлять молодых функционеров или средней руки предпринимателей, считают эксперты. И это не приводит к успехам.
За последние годы из публичной региональной политики также фактически ушел бизнес. Эксперты ФорГО указывают на то, что региональные элиты, а также федеральный бизнес усмирили свои амбиции − они больше не являются поставщиками конкурентных кандидатов.
«Переделы давно закончились, а полномочия и возможности губернаторов сократились. Сейчас они высокостатусные чиновники, встроенные в исполнительную вертикаль, со всех сторон «прижатую» другими вертикалями», − поясняется в докладе.
Еще одна причина снижения конкуренции на губернаторских выборах − отсутствие на это запроса у избирателя. Эксперты связывают это с тем, что руководителей регионам подбирает президент и подавляющее большинство граждан считают это «совершенно нормальным и правильным».
Глава правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин в беседе с «URA.RU» указал на то, что абсолютной конкуренции «нет нигде в мире». «Например, в США только 10% кампаний − конкурентные, все остальные носят доминантный характер. Обязательное наличие конкуренции − это миф. Ее не надо ограничивать, но и она не должна носить искусственный характер. Это деструктивно», − пояснил Костин. В то же время он признал, что вопрос изменения процедуры губернаторских выборов в недалеком будущем может вновь войти в повестку: «Конечно, нельзя каждый год что-то менять в этом направлении − для начала следует накопить необходимую правоприменительную практику. Посмотрим, как пройдут кампании в два последующих года».
Политолог также не исключил, что при назначении губернаторов на уровне регионов может быть реализована «парламентская модель», при которой депутаты выбирают главу субъекта путем голосования. Но по такой схеме, по мнению Костина, победитель должен набрать не 50% плюс один голос, а 75% голосов парламентариев.
По словам руководителя экспертного совета ЭИСИ Глеба Кузнецова, снижение конкуренции на губернаторских выборах − вполне нормальное явление. «Те яркие политические кампании в мире, которые мы видим по телевизору, скорее редкость. Они происходят действительно нечасто. Однако такие сценарии не стоит объяснять «зачищенным политическим полем». Это не имеет никакого отношения», − сказал «URA.RU» Кузнецов.