Доминирование, комфорт, результат. Эксперты назвали главные критерии губернаторских выборов
РИА «ФедералПресс»
Доминирование власти
Выборы губернаторов в этом году пройдут в 22 регионах: в Москве, Хакасии, Якутии, в Алтайском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, во Владимирской, Воронежской, Ивановской, Магаданской, Московской, Кемеровской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Самарской и Тюменской областях. На Чукотке это будут уже вторые прямые губернаторские выборы с 2012 года, а в Амурской области − третьи.
К слову, за шесть лет прямые выборы глав регионов прошли в 76 субъектах федерации. В 11 из них губернаторские выборы прошли уже дважды − в Коми, Марий Эл, Удмуртии, в Забайкальском крае, в Амурской, Белгородской, Брянской, Калининградской, Кировской, Новгородской и Рязанской областях.
Большинство губернаторских кампаний проходило и проходит по доминантному сценарию. Иначе говоря, везде победитель был известен заранее − это тот человек, которого президент назначал врио губернатора. Таким образом, всем остальным кандидатам оставалось доказывать лишь свое право быть вторыми (максимально, на что они могли рассчитывать в таком случае − это участие в выборах в Госдуму или в региональные и местные органы власти). За все время хоть какая-то конкуренция была только в десяти регионах, и то она заключалась лишь в получении «главными кандидатами» более низких результатов, чем прогнозировалось. И лишь в Иркутской области в 2015 году вместо врио губернатора Сергея Ерощенко выборы неожиданно выиграл коммунист Сергей Левченко.
Доминантные кампании проходят и в этом году. Причем во всех 22 регионах. Благодаря муниципальному фильтру отсекаются опасные и не очень конкуренты, выстраиваются «максимально удобные кандидатские конструкции».
Эксперты объясняют превосходство кандидатов власти «не только и не столько их административным ресурсом, а авторитетом Владимира Путина». В то же время «системные оппозиционные партии, а тем более несистемная оппозиция не только не располагают административным ресурсом, но и кадрами, способными убеждать региональные элиты и электораты в предпочтительности альтернативы и проводить эффективные кампании».
Что касается региональных элит и федерального бизнеса, которые в 1990-х и начале 2000-х активно участвовали в выборных кампаниях, «давно усмирили свои амбиции и лишились прежней субъектности». «И к тому же ценность губернаторства для всех этих групп резко снизилась. 20 лет назад «свой» глава региона был полезен, а иногда просто необходим, поскольку тогда активно делили собственность. Но переделы давно закончились, а полномочия и возможности губернаторов сократились. Сейчас они − высокостатусные чиновники, встроенные в исполнительную вертикаль, со всех сторон «прижатую» другими вертикалями − партийной, силовыми и пр.», − объясняют авторы доклада.
По мнению экспертов, даже среди избирателей конкурентность на губернаторских выборах сегодня зачастую не востребована. Граждане считают «совершенно нормальным и правильным» то, что глав регионов подбирает президент.
Обновим терминологию
И все же, как полагают эксперты, доминантные кампании не похожи друг на друга. Авторы доклада предложили критерии для их разграничения.
Кампании отличаются по степени предопределенности доминирования кандидата власти. Есть избирательные кампании, которые эксперты назвали «предопределенно-доминантными». Такие выборы проходят в Москве, в Подмосковье, в Красноярском крае, в Тюменской и Кемеровской областях − здесь у действующих глав, в том числе врио, нет оппонентов. Выделяются кампании «рукотворно доминантные». Примерами могут служить выборы в Новосибирской, Омской, Орловской областях.
Второй критерий современных губернаторских выборов − степень комфортности кампании. «Она задается отсутствием или наличием проблем и рисков, − отмечают эксперты. − Комфортности тем меньше, чем выше известность и/или ресурсность оппонентов, выдвинутых КПРФ и/или ЛДПР (иногда стоит обращать внимание на «эсеров» и даже кандидатов малых партий), чем активнее они ведут кампанию. Потому как в этом случае возникает либо повышается риск перехода доминантного сценария в конкурентный». Наиболее некомфортной сейчас являются кампании владимирского губернатора Светланы Орловой, врио главы Хакасии Виктора Зимина, врио главы Якутии Айсена Николаева и врио губрернатора Алтайского края Виктора Томенко.
Наиболее в комфортных условиях находятся Дмитрий Азаров (Самарская область), Глеб Никитин (Нижегородская область), Сергей Носов (Магаданская область) и Роман Копин (Чукотка). Впрочем, этот список можно легко продолжить фамилиями, уже звучавшими выше, − Александра Моора, Александра Усса, Сергея Цивилева и другими.
Наконец, третий критерий современных избирательных кампаний − результат. Он достигается из показателей явки и процента за губернатора или врио. «Конечно, нет никакой нужды увлекаться максимизацией результата. 90-процентные рекорды в современных реалиях вызывают скорее недоумение, а не восхищение. Главам, переизбирающимся на вторые или третьи сроки, необходимо получить цифры не ниже предыдущих, поскольку явное снижение может быть и, скорее всего, будет проинтерпретировано как неодобрение его работы избирателями, ухудшение социального самочувствия в регионе и, соответственно, стимулирует разнообразные интриги и пересуды насчет перспектив ротации», − отмечают авторы доклада ФоРГО.
По мнению экспертов, сегодня важно понимать, что «абсолютные цифры объективно важнее процентных особенно для губернаторов, повторно участвующих в выборах».