| 04 июля, 2018 | | | Читать на сайте издания |
Эксперты объяснили, почему несистемная оппозиция не сможет принять участие в гонке за мэрское кресло.
Последний день для регистрации кандидатов в столичные градоначальники позади, и теперь с уверенностью можно сказать, кто не сможет побороться за мэрское кресло. Илья Яшин сошел с дистанции раньше всех, Дмитрий Гудков даже демонстративно сходил в ЦИК, но сдал недостаточно подписей, а Сергея Митрохина не пустила на выборы собственная партия. Также нужное количество подписей районных депутатов не смог собрать журналист Антон Красовский, хотя его как кандидата так и не успели начать воспринимать всерьез. В итоге ни один представитель несистемной оппозиции не смог преодолеть муниципальный фильтр. По мнению политологов, перечисленные кандидаты заранее были обречены на неуспех.
По словам председателя правления Фонда развития гражданского общества Константина Костина, уже два месяца назад стало понятно, что амбиции каждого из потенциальных кандидатов-либералов на пост мэра Москвы таковы, что говорить о едином кандидате от оппозиции просто невозможно.
Дмитрий Гудков, Максим Кац и Сергей Митрохин были бы согласны на единого кандидата от оппозиции, если бы этим кандидатом стали они сами. При таком уровне оценки ситуации и своего реального электорального потенциала политический процесс обречен на неудачу, отметил Костин в ходе круглого стола «Московские выборы-2018».
Политический консультант, председатель правления фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов тоже не упустил шанса поругать либералов.
«Либералы демонстрируют, что они недоговороспособны − не то что со своим электоратом, но и между собой, − считает Давыдов. − Оппозиция выглядит неуверенной и раздробленной».
По его словам, не выдвинуть своего кандидата на выборы мэра является большой ошибкой партии «Яблоко». По мнению эксперта, несмотря на раскол в партии, оказаться на избирательном поле было бы гораздо важнее внутренних противоречий.
В том, что касается нежелания объединиться, с экспертами не поспоришь. Особенно удивляет такое упрямство оппозиционеров в свете того, что в Москве у них достаточно высокий электоральный рейтинг. Это подтверждает доклад фонда «Петербургская политика», представленный на круглом столе.
Рейтинг был рассчитан на основе экспертных оценок по набору параметров каждого из кандидатов, таких как поддержка парламентских партий, известность среди москвичей, административный вес, опыт выборных кампаний и так далее.
Все эти пункты в сумме дают общий балл кандидата, и можно утверждать, что эта цифра является примерным прогнозом успешности кампании. Рейтинг посчитали еще до того, как оппозиционные кандидаты выбыли из избирательной гонки (до старта). Разумеется, самый высокий балл сейчас у Сергея Собянина, но вот что интересно: рейтинги Вадима Кумина, который идет в мэры от КПРФ, и Сергея Митрохина почти одинаковы. Так же как у Ильи Свиридова, баллотирующегося от «Справедливой России», и Дмитрия Гудкова. Таким образом, получается, что парламентская поддержка компенсируется низким антирейтингом и уровнем публичности.
О стратегической важности объединения, которым пренебрегли оппозиционеры, можно не говорить голословно. Достаточно того факта, что на муниципальных выборах, когда «Яблоко» объединилось с Гудковым, им удалось обеспечить победу 250 муниципальным депутатам. Проблем с прохождением муниципального фильтра в случае повторного объединения для участия в мэрских выборах не возникло бы. Но один Гудков нужное количество голосов кандидатов собрать не смог. То же случилось и с Сергеем Митрохиным, особенно учитывая, что от него отвернулась часть «яблочников».
Теоретически «решением сверху» недостающие подписи могли бы дать одному из либеральных кандидатов, как это случилось в 2013 году с Алексеем Навальным.
«Почему власти кому-то должны оказывать поддержку? − прокомментировал такое развитие событий Константин Костин. − На чемпионат мира приехало 32 команды, а почему не приехало 50? Было бы больше разнообразия, болельщикам было бы интереснее».
При этом эксперты допускают, что многие избиратели в день выборов могут остаться дома или поехать на дачу, если учесть, что поддержка оппозиционного кандидата могла бы составить 30%. Прибавим к этому тех, кто не видит смысла идти на выборы, поскольку не опасается, что победу одержит неугодный кандидат. Так что явка на предстоящих выборах может оказаться рекордно низкой.
Причем если бы до выборов был допущен даже самый спорный кандидат, например Антон Красовский, за него бы от безысходности проголосовали сторонники оппозиции.