События и комментарии экспертов фонда

  |  05 мая, 2018   |   Читать на сайте издания

Эксперты об акции Навального: «Рекорда не было. Был такой шаблонный для Навального формат»

В ходе несанкционированных акций сторонников Навального по всей страны задержаны больше 1600 человек. Среди них и сам оппозиционер. Митинги прошли в 21 городе России.

 

Акции протеста, организованные Алексеем Навальным, прошли накануне в нескольких десятках городов России. Больше всего сторонников оппозиционера вышло на Пушкинскую площадь в Москве. По данным столичной полиции, митингующих было полторы тысячи.

Очевидцы говорят, что эта цифра занижена. В большинстве городов акции были несанкционированными. В Москве, по официальным данным, задержаны 300 человек. «ОВД-инфо» давало вдвое большую цифру. Business FM попросила экспертов оценить итоги митингов.

Политолог Владимир Слатинов считает, что главные цели Навального — напомнить о себе и о том, что он все еще может выводить людей на улицы, а во-вторых, испортить медиакартинку накануне инаугурации президента. Обе цели выполнены, считает Слатинов: Дело в том, что Навальный изначально ориентировался на то, чтобы действия протестующих были максимально заметны, поэтому, когда московские власти отвергли предложение Навального, было понятно, что он не согласится ни с каким другим вариантом. Более того, обратите внимание, что, конечно, можно говорить там не только о жестких действиях со стороны полиции, но я бы сказал все-таки и о достаточно жестких действиях со стороны протестующих, потому что они пытались перекрывать улицы. Это происходило и в Москве, и, если не ошибаюсь, в Петербурге, и это опять-таки было вызвано понятным мотивом. Необходимо было сделать эти акции заметными. Заметными с точки зрения того, чтобы показать, что протест есть, люди настроены достаточно жестко и они могут делать эти акции заметными для всех остальных. И второе, конечно, это связано с 7 мая, с тем, чтобы так испортить обедню.

Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин, напротив, уверен, что прошедшие митинги показали политическую слабость Навального: Если мы исходим из того, что он ставил какие-то политические цели, то, конечно, они не достигнуты. Если цель была, как мне кажется, привлечь медийное внимание, получить некую картинку в российских и зарубежных СМИ, то, конечно, эта цель достигнута. Если мы посмотрим на крупные города, где проходили достаточно массовые митинги Навального зимой, то там сейчас это несколько сотен человек: и Екатеринбург, и Новосибирск, и Владивосток. В чем цель: получить картинку или все-таки попробовать сделать оппозиционное политическое движение? Расширения базы протеста не происходит. Политически крайне важно показывать, что ты движешься вперед, ты увеличиваешь базу своих сторонников. У Навального этого не происходит. Навальному точно надо думать над какими-то тезисами, над какой-то программой, которая сумеет мобилизовать сторонников, потому что мы видим, что есть темы, повестка, которая гораздо больше людей, в том числе на улицах, привлекает. У Навального все-таки реноме политика, который может доминировать на улице. Мы видим, что экологические протесты, митинг в защиту «Телеграма» собирают гораздо больше людей. Те темы, с которыми выходит Навальный, становятся все менее и менее интересны даже оппозиционно настроенным и политически активным гражданам.

По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина, для оппозиционера главное на данный момент не количество участников протеста, а его география: Есть цель-минимум и цель-максимум. Цель-минимум — это удерживаться в информационном пространстве, что ему, в принципе, удается. Мы видим это, несмотря на то, что в его деятельности был достаточно глубокий провал, начиная с осени прошлого года. Он сегодняшней акцией продемонстрировал, что по-прежнему готов мобилизовывать сторонников и, самое главное, может их мобилизовывать за пределами Москвы, то есть у него есть сетка активистов по всей России. Цель-максимум — это напомнить о себе некоторым кремлевским башням, и тем, которые его поддерживали до осени прошлого года, и другим, тем, кто заинтересован, чтобы иметь влияние на уличную активность и дождаться момента, когда информационная ситуация будет складываться неблагоприятным для власти образом. Как раз это неблагоприятная информационная конъюнктура наложится на организационные возможности Навального и может привести к гораздо более серьезным последствиям, чем события весны прошлого года.Сколько людей вышло на улицы той же Москвы: 1500, несколько тысяч? Пять-семь тысяч — это не суть важно. В акциях Навального в последние полтора года важно не столько количество, сколько вообще людей вышло, а география. Когда это акция столичной оппозиции, местечковая, мы видим, что власть по опыту 2011-2012 годов даже стотысячные акции научилась нейтрализовывать, но в пределах Москвы. Когда эта акция, пусть и малочисленная, но в десятках городов, это гораздо более опасно для власти, потенциально опасно для власти, чем акция на десятки тысяч человек, но только в Москве и Санкт-Петербурге.

Акцию провел, но цели не добился, считает первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий ТрофимчукРекорда не было. Был такой традиционный, шаблонный формат для Навального: много крика из ничего. Это, скорее всего, запомнилось больше. Надо отметить, что непосредственно перед инаугурацией президента РФ Навальный проводил свою акцию. Он все-таки рассчитывал на массовость, значительное количество, может быть, даже на рекорд, чисто по головам если считать, но не получилось. Он смог, сумел провести эту акцию, но целей ее не достиг, политических прежде всего.