| 22 мая, 2017 | | | Читать на сайте издания |
Одним из способов повышения явки на президентских выборах могут стать мини-референдумы по неполитическим вопросам.
Местные референдумы по «неполитическим вопросам» могут стать перспективным способом повышения явки на президентских выборах в 2018 году. Такой сценарий может быть опробован уже на губернаторских выборах в сентябре этого года. Об этом «Известиям» рассказали два источника, близких к администрации президента (АП), информацию подтвердил и федеральный чиновник. Ранее о референдумах как одном из вариантов повышения явки заявляли в АП. Эксперты отмечают, что темы таких плебисцитов должны быть резонансными, однако не настолько, чтобы раскалывать общество.
Каждая такая мини-кампания будет давать небольшой локальный прирост явки на 2–3%, однако если это произойдет во всех регионах, в том числе в наиболее населенных, кумулятивный эффект окажется значительным. Собеседник «Известий» отметил, что неполитические вопросы, которые важны для жителей конкретной территории и которые можно вынести на референдум, могут привлечь избирателей на участки вне зависимости от состава участников выборов.
О намерении провести референдумы по значимым для граждан вопросам ранее заявляли и в администрации президента. Тогда же собеседники «Известий» говорили о том, что местные плебисциты могут повысить явку на президентских выборах.
Смена названий городов
Опробовать такую модель региональные команды могут уже в сентябре, проведя параллельно с выборами губернаторов и заксобраний местные референдумы о переименовании городов, говорит источник «Известий». По его словам, речь идет только о территориях, где вопрос о смене названия давно дискутируется.
— Например, в Иванове давно обсуждается возвращение исторического названия — Иваново-Вознесенск. Михаил Мень, будучи главой Ивановской области, обсуждал эту тему еще с патриархом Алексием, — напомнил собеседник «Известий». — Городу Киров предлагали вернуть дореволюционное название Вятка — экс-губернатор области Никита Белых даже создавал комиссию для изучения этого вопроса, но дело кончилось ничем. В Ярославской области есть город Тутаев, который претендует на включение в Золотое кольцо России. Осенью 2016 года законопроект о возвращении Тутаеву исторического названия Романов-Борисоглебск даже прошел первое чтение в Госдуме. Так что вопрос актуален.
Проблема в том, что согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» смена названия не относится к вопросам местного значения. Именно с этим препятствием уже не раз сталкивались региональные власти, желавшие вынести вопрос на референдум. В соответствии с законом «О наименовании географических объектов» подобные решения принимаются федеральным законом по представлению местных (региональных) властей. Мнение местных жителей может быть учтено, но как его выявлять — нигде не сказано. Источник «Известий» отметил также, что закон не запрещает проводить в день выборов масштабный соцопрос граждан — на выходе с участков или в помещении избирательных участков.
Вопрос о переименовании городов с «политической» окраской (Волгоград — Сталинград, Калининград — Кенигсберг, Ульяновск — Симбирск) не рассматривается, отмечает еще один собеседник «Известий». Это может привести к расколу в обществе и даст возможность, например, коммунистам сформировать контркампанию за счет темы сохранения советского наследия, говорит он.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил «Известиям», что тему возвращения населенным пунктам дореволюционных названий в партии расценивают как политическую.
— Мы воспринимаем такие инициативы негативно, как отрицание достижений советского периода, поскольку многие города сложились в нынешнем виде именно тогда, — сказал он. — Жители их тоже не поддерживают. Например, в Краснодаре в 1990-е годы, еще при прежнем законодательстве, проводили референдум о переименовании в Екатеринодар — почти 70% высказались против.
Мнение экспертов
Член совета директоров Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов заявил «Известиям», что тема местных референдумов действительно обсуждается и «имеет право на существование», однако к ней «есть ряд вопросов», связанных с ее практической реализацией.
— Схема выглядит убедительной, однако может не сработать, поскольку на президентские выборы всё равно приходит две трети населения, это событие национального масштаба, — сказал он. — Выборы президента сами себя пиарят, это шанс для каждого принять участие в политическом событии федерального значения. Скорее выборы президента поднимут явку на референдуме о переименовании какого-то городка, чем наоборот.
Для подобных референдумов главное — найти тему, отмечает глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Она должна быть достаточно значимой, чтобы привлечь электорат, но при этом достаточно нейтральной, чтобы не вызвать отторжение местных и региональных властей.
— Темы культурно-рекреационного характера — как назвать сквер на площади, где поставить памятник — не будут мотивировать людей на явку, — заявил он «Известиям». — Темы, которые могут быть «паровозом» на президентских выборах, должны вызвать интерес, превышающий среднюю явку на президентских выборах на 10–15%. Но при этом темы по-настоящему острые могут перебить повестку самой президентской кампании и разбалансировать политическую ситуацию.
Руководитель фонда «Общественное мнение» Александр Ослон сказал «Известиям», что нет никаких социологических данных для того, чтобы определить влияние локального референдума на активность избирателей при одновременном проведении выборов. Он также отметил, что при тестировании такого метода на региональных выборах результаты нельзя экстраполировать на президентскую кампанию.
— Надо понимать, что причины идти на выборы всегда разные: президент — символ страны, губернатор — главный директор, — пояснил Александр Ослон. — На любых федеральных выборах явка в любом случае выше, чем на региональных.
Эксперты подчеркивают, что практического опыта для того, чтобы оценить влияние локальных референдумов на явку, нет. В России с 1993 года было проведено только несколько плебисцитов об объединении субъектов Федерации.