События и комментарии экспертов фонда

  |  18 мая, 2017   |   Читать на сайте издания

«Закрывать не нужно». Глава ФоРГО предложил новую систему квалификации партий

МОСКВА, 18 мая, ФедералПресс. В России необходима система «мягкой квалификации» партий. Такое мнение высказал глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

В России необходима система «мягкой квалификации» партий. Такое мнение высказал в авторской колонке в газете «Известия» глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

Система «мягкой квалификации» должна применяться «в отношении партий, которые в течение, например, трех избирательных циклов не участвуют в выборах». «Закрывать партии не нужно, - полагает Костин, - можно просто переводить их в разряд общественных объединений».

Константин Костин уверен, что такой подход не приведет к консервации существующей политической системы. «Ведущие игроки «большой четверки» из парламентской оппозиции – КПРФ, ЛДПР, СР – подошли вплотную к вопросу о смене руководства. Останутся ли после этого партии представителями интересов своего электората? Это зависит от работы в межвыборный период, который никто не отменял. Контуры VIII Госдумы определяются уже сегодня. Если старые игроки перестанут представлять интересы россиян – эстафета перейдет к новым. Система не терпит пустоты», - отметил глава ФоРГО.

Константин Костин выделил два важных аспекта, характеризующих сегодняшнюю ситуацию на партийном поле в России. Первый – обеспеченность партиями населения страны в сравнении с США. «Штаты называют страной с двухпартийной системой, на самом деле как минимум пять крупных федеральных партий и около 50 малых, в том числе региональных. Почему-то, когда людям об этом сообщаешь, они удивляются. С учетом численности населения получается, что обеспеченность россиян партиями из расчета на тысячу человек уже выше, чем американцев», - заметил политолог.

Второй аспект, по мнению эксперта, еще более важный – выполнение практической задачи, стоящей перед каждой партией, - борьба за власть. «Миссия партий – это народное представительство в органах власти. Обществу нужны только те партии, которые представляют интересы социальных групп. Нельзя искусственно сконструировать парламент «для красоты», чтобы там, как в учебнике, было немножко правых, немножко левых, и в середине – центристы, - отметил Константин Костин. – Если посмотреть электоральную статистику и данные социологических опросов за последние 10 лет, становится очевидным, что «большая четверка» российских партий в Госдуме представляет политические предпочтения более чем 80–85% граждан России. Все остальные партии делят между собой право представлять интересы 15–20% населения. Разумеется, шансы на победу у малых партий в ходе выборов небольшие, но были, однако воспользоваться ими никто не сумел».

Проигрыш на выборах, по мнению Константина Костина, не является показателем того, что «партия не в состоянии осуществлять возложенную на нее общественную миссию», и в любом случае «участие в выборах для партии обязательно». «А что у нас происходит? Не то что на федеральном уровне – у нас на муниципальных выборах весьма показательная ситуация: кроме «Единой России», ни одна партия, даже парламентская, не выдвигает 100% кандидатов на все имеющиеся вакансии. А ведь это крайне важный, первый этаж власти. Через него благодаря прохождению муниципального фильтра партии получают право выдвигать кандидатов в губернаторы. Однако это соображение не мобилизует даже крупных игроков. Что уж говорить о «малых партиях», пребывающих в спящем состоянии и сдающих нулевые отчеты», - отметил глава ФоРГО.

Тем не менее, все зарегистрированные в России партии остаются потенциальными участниками выборов. Самый длинный список борющихся за мандаты депутатов Госдумы был в 1995 году, когда в бюллетень для голосования было внесено 44 партии. «Однако это происходило сразу после крушения монопартийной системы, когда новая система только отстраивалась. И то, если посмотреть результаты выборов 1995 года, можно заметить, что результат выше 1% получили от силы 20 партий – то есть за каждую «малую» проголосовало очень немного, - пояснил Константин Костин. – Так что популярность и востребованность таких проектов в 1990-е – миф. Их пробовали, как любую экзотику, очень осторожно. А сейчас избиратель более зрелый, рассуждает рационально».