| 04 мая, 2017 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) провел презентацию доклада «Путинское большинство накануне большого избирательного цикла». Приглашенные эксперты высказали свои точки зрения на результаты исследования и дали рецепт, как использовать полученные данных в предстоящей президентской кампании. О дискуссии вокруг круга сторонников Владимира Путина, объяснение тезиса о безальтернативности действующего главы государства и о рисках реализации в России теории «Черного лебедя» — в материале «ФедералПресс».
Презентацию доклада о «путинском большинстве» глава ФоРГО Константин Костин провел в компании двух известных экспертов — политолога Алексея Зудина и президента Российской ассоциации политических консультантов Алексея Куртова. В начале презентации Костин дал характеристику «путинского большинства», определение которого было дано еще во время подготовки предыдущего доклада. В понимании экспертов, это широкая общественная коалиция граждан, представляющих все социальные слои нашего общества, которые являются сторонниками Владимира Путина и последовательно поддерживают его программу и политическую линию. Именно «путинское большинство», отметил Костин, во многом определит итоги предстоящих сентябрьских выборов в регионах и сыграет решающую роль на президентских выборах в марте будущего года.
В самом начале Константин Костин ответил на критику коллег, заявивших о существовании между гражданами и властью своего рода общественного договора: «свобода в обмен на колбасу». «Этот миф неоднократно был разбит практикой, - заявил Костин. - Страна прошла через два кризиса. На стабильности путинского большинства это никак не сказалось. Более того, внешнее давление привело к консолидации вокруг лидера».
Однако, по мнению президента РАПК Алексея Куртова, чувство абсолютной защищенности приводит к тому, что путинское большинство отличается патерналистскими настроениями - «они не чувствуют необходимости бороться, активизироваться». Ему парировал Константин Костин: консервативные взгляды сторонников Путина на самом деле исходят из понимания того, что «двигаться вперед надо, но при этом опираться на ценности».
Несколько неожиданным по результатам исследования оказалось то, что самой большой поддержкой Владимир Путин пользуется среди молодежи (хотя, по словам Константина Костина, серьезная политизация молодежи — большой вопрос, а участие в протестных акциях — это, вполне возможно, временное явление, не относящееся к понятию ценности). Удивительно и то, что самый низкий уровень поддержки — среди людей 45-59 лет, то есть тех, кто «формирует общественное мнение» и кто как раз планирует пойти на выборы.
Алексей Куртов также акцентировал внимание на росте поддержки президента в городах-миллионниках. «Это говорит о том, что в больших городах живут очень осведомленные люди. И здесь идет разговор не о том, что Путина поддерживают, а о том, что они понимают, что что-то идет не так. Появляется такая социальная разбежка во взглядах: чем хуже проявляет себя исполнительная власть (федеральное правительство, - ред.), тем больше голосов и доверия достается президенту. Но это гипотеза, которую я бы еще проверил», - отметил Куртов.
Другой важный вывод, сделанный избранным главой РАПК, - «точка сборки» для Владимира Путина, или «то, за что выбирают Путина», - это внешняя политика, оборона, усиление границ. Более того, президент РАПК провел параллель с былинными героями — тремя богатырями. Согласно докладу ФоРГО, сегодня в России всего три референтных лица: Владимир Путин, Сергей Шойгу и Сергей Лавров — все они, как и герои фольклора, защищают Россию от внешней угрозы.
Но при этом деятельность президента на внутреннем поле страны почти не оценивается. «Это дает понимание того, что у Путина есть большой электоральный запас — если он обратится к внутренним проблемам страны и будет ими заниматься», - резюмировал Алексей Куртов, добавив, что президенту «нужно стать отцом нации, обратить внимание на то, что происходит в стране».
Продолжая дискуссию, Константин Костин обратил внимание на отсутствие значимых альтернатив действующему президенту. Начиная с 1999 года, когда Путин стал премьером, а затем — исполняющим обязанности президента, в стране действительно произошли кардинальные перемены, и сейчас многие вещи просто невозможны. «Путин смог создать другую модель политической, общественной жизни, другую ценностную модель. Люди это ценят и понимают, - отметил Костин. - Для путинского большинства не существует второго выбора».
Участники презентации дали своего рода «рецепты», которые «главный кандидат» мог бы использовать в своей избирательной кампании. Алексей Куртов, прежде всего, следуя своей позиции, озвученной ранее, рекомендовал обратиться к внутренним делам, а, по мнению Константина Костина, у Владимира Путина настолько большой опыт вывода страны из кризиса, проведения реформ и вообще, работы в разных политических и социально-экономических условиях, что любые рекомендации президенту будут лишними. Аналогичной позиции придерживается и политолог Алексей Зудин.
Не остался без ответа и вопрос «ФедералПресс» о меньшинстве – о тех 20% россиян, которые не поддерживают политику действующего президента. Согласно «диктатуре меньшинства» американского экономиста и трейдера Нассима Талеба, автора теории «Черного лебедя», в любом обществе, когда численность бескомпромиссно настроенного меньшинства достигает определенного типа некоего порога (даже незначительного – 3-4%), остальные вынуждены подчиниться ему. При этом, согласно теории Талеба, возникает оптическая иллюзия, когда наблюдателям кажется, что в обществе господствует не мнение того самого бескомпромиссного меньшинства, а выбор и предпочтения большинства. Говоря о том, возможно ли такое в российской действительности, политолог Алексей Зудин заметил, что меньшинство как раз и занимается много лет тем, что пытается развалить путинское большинство. «Диагноз — неуспех», - заявил эксперт.
Глава ФоРГО Константин Костин, в свою очередь, заметил, что гипотеза Талеба — это всего лишь гипотеза. «В структуре путинского большинства есть активисты — их 35%, в том числе политически активных, и для них участие в выборах президента очень важно, потому что для них это главный способ проявить свою политическую волю и свою политическую идентификацию, - отметил Костин. - Я не думаю, что есть какие-то группы вне, если вы говорите о влиянии на путинское большинство. Все очень просто: если не Путин, значит, никто».