События и комментарии экспертов фонда

  |  20 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

Вегетарианский период Путина

Список внутренних и внешних врагов, за исключением Грузии, не изменился, но отношение к ним смягчилось: серьезных угроз власть не видит, следует из общения Владимира Путина с прессой.

Ответы в ходе четырехчасовой пресс-конференции свидетельствовали, что президент Владимир Путин по-прежнему главными своими противниками и оппонентами считает либералов и внесистемную оппозицию, а оплотом режима — старые партии и консервативные силы. Имен оппонентов он не называл, но, говоря о выборах в Москве и Алексее Навальном, констатировал, что выборы помогли ему «почувствовать реальные требования людей», а населению — узнать, что же кандидат предлагает реально, кроме того что ругается на действующую власть. «Держи вора», по словам Путина, как правило, кричат те, кто сами чего-то сперли. Но президент не стал отрицать, что с ним были консультации по поводу списка кандидатов, и откровенно признался: если бы Навальный представлял угрозу, на выборы не пустили бы. И сделали бы это не каким-то административным способом, а политическим.
 
Досталось от Путина и другим критикам режима, которые стараются, конечно, добраться, куснуть главного, потому что это всегда поднимает собственный рейтинг; выпрыгивают из штанов и ругаются, рискуя «без порток остаться».
 
Отношение к либералам Путин выразил, рассуждая о насилии по отношению к полицейским, возможность которого допускают представители либерального спектра. «Несложно представить ситуацию, — заметил президент, — когда выйдут на улицу представители других политических групп, скажем националисты, и начнут молотить вот эту либеральную интеллигенцию».
 
Но президент оговорился, что появление новых политиков — это в целом правильный и очень хороший процесс. Ранее кремлевские чиновники не раз подчеркивали, что допуск к выборам внесистемных политиков, таких как Навальный или мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, — либерализация, санкционированная самим Путиным. Президент заявил, что от выборов мэра не отказывается — вопреки предложениям прокремлевских аналитиков. Но из его разъяснений следовало, что сохранятся выборные мэры небольших населенных пунктов, а вопрос о подчиненности властей городов-миллионников предстоит обсудить.
 
Путин демонстрирует деликатность в преддверии Олимпиады, стараясь избегать острых углов: отсюда и амнистия, и помилование Михаила Ходорковского, считает руководитель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов.
 
Либеральным оппонентам Путин противопоставил консервативный подход, отраженный в его послании: на смену кодексу строителя коммунизма могут прийти только те самые традиционные ценности, без которых общество деградирует. Путин похвалил казаков, которые являются выразителями «традиционного патриотизма», играют уникальную и позитивную роль в продвижении идей государственности. Президент одобрил работу казачьих дружин, которые иногда действуют даже эффективнее, чем правоохранительные органы.
 
Удостоились похвалы партии парламентской оппозиции — КПРФ и эсеры — и их лидеры Геннадий Зюганов и Сергей Миронов, а уже после них — «Единая Россия» во главе с Дмитрием Медведевым. Его правительство работает удовлетворительно и еще не раскрыло весь свой потенциал, констатировал Путин. Но он уклонился от ответа на вопросы о том, есть ли у него преемник и может ли еще раз стать таковым Медведев.
 
Ответы Путина про правительство опровергают слухи о скорой его отставке, президент дал понять, что путь технического премьера, выбранный Медведевым, — верный, считает политолог Евгений Минченко. Риска для власти нет: парламентская оппозиция ручная, внепарламентской фактически нет, поэтому в целом президент демонстрирует, что у него вегетарианский период, делает вывод эксперт.
 
Внешние угрозы остались прежними (см. врез), разве что после смены власти в Грузии изменилось отношение к ее руководству: теперь возможна нормализация отношений и отмена визового режима, следует из слов российского лидера. Больше же всего теплых слов было сказано о «братской Украине», помощь которой оказывается не только потому, что это выгодно России, но и из-за особой близости двух народов. Белоруссия же была упомянута лишь однажды — в ряду других стран СНГ.