| 03 мая, 2017 | | | Читать на сайте издания |
За последние месяцы упоминаемость оппозиционера Алексея Навального в СМИ выросла почти в 5 раз, свидетельствуют предоставленные «Ведомостям» данные компании «Медиалогия». Если в декабре 2016 г., когда Навальный объявил о намерении выдвинуться в президенты, он упоминался 6908 раз, то в марте 2017 г. уже 32 207 раз. В апреле этот показатель снизился до 26 115 сообщений. По суммарной упоминаемости за март – апрель Навальный занял шестую строчку, уступив президентам России и США Владимиру Путину и Дональду Трампу, премьеру Дмитрию Медведеву, пресс-секретарю Путина Дмитрию Пескову и президенту Украины Петру Порошенко, но опередив мэра Москвы Сергея Собянина. Медиаиндекс оппозиционера (он рассчитывается с учетом позитивного или негативного контекста новостей) вырос с -40 078 в феврале до 48 387 в марте, а в апреле составил 10 874.
Мартовский прирост был достигнут за счет нейтральных сообщений: в феврале их было 3794, а в марте уже 20 590. Больше всего новостей о Навальном появилось за последние три месяца в федеральных интернет-СМИ (32 177), газеты и журналы отметились 629 сообщениями, телевидение – 1084. В регионах 25 480 сообщений появилось в интернете, 1074 – в газетах и журналах, 122 – на телевидении. К позитивным для Навального новостям эксперты, в частности, отнесли присуждение ему компенсации в ЕСПЧ, новости об открытии штабов, выход фильма о Медведеве «Он вам не Димон», антикоррупционные митинги 26 марта и падение рейтинга премьера. К негативным – подтверждение приговора по делу «Кировлеса», отказ Олегу Навальному в УДО, арест на 15 суток за акцию 26 марта, инциденты с обливанием зеленкой и видеоролик о сравнении Навального с Гитлером.
В штабе Навального есть ситуационный центр, который в ежедневном режиме мониторит новости и делает сводки упоминаемости и цитируемости, говорит руководитель штаба Леонид Волков: «Я доволен этими показателями, когда мы начинали, то ставили целью рост узнаваемости в том числе в рамках плана кампании – и это показывает, что он работает. Поддерживать медиаактивность мы будем, продолжая делать такие же яркие события». История с Гитлером – глупая ошибка Кремля, считает Волков: «Они вложили в продвижение много денег и получили кучу негатива, попав в молодежную аудиторию, которая понимает, что это чушь». Собеседник, близкий к администрации президента, уверяет, что внутриполитический блок Кремля не имеет отношения к этим роликам, по его словам, администрация пытается объяснить условным «помощникам» власти, что противоправные действия против оппозиционеров приводят только к их раскрутке.
Для Навального, учитывая контекст постоянной скандальности вокруг него и тип создаваемых им самим инфоповодов, нет никакой сложности в том, чтобы поддерживать достаточно высокий уровень упоминаемости в соцсетях и частично в СМИ, – «если только сам он не выключит в какой-то момент свою пиар-раскрутку», говорит бывший федеральный чиновник: «Другое дело – упоминаемость в традиционных СМИ. Здесь текущий рекордный уровень определяется тем, что Навального стали упоминать и оценивать традиционные топ-ньюсмейкеры, вплоть до премьер-министра. Именно они создавали Навальному не только основной поток упоминаний, но и таким образом одобряли возможность такого упоминания для многих СМИ».
Рабочей методики, которая позволила бы с высоким уровнем достоверности судить о тональности публикаций, нет, отмечает политолог Константин Костин, «можно посчитать только упоминаемость». Он согласен, что большое число скандалов привело к росту публикаций в СМИ и социальных медиа, но существенного изменения настроений не происходит: «Навальному удалось попасть в молодежную аудиторию, заинтересовать видеоблогеров, но в общем числе пользователей это не самый значительный сегмент. Конвертации медийности в политический рейтинг не происходит, это мода, а не политика». Навальному нужны более содержательные инфоповоды, считает Костин: «Его образ односторонний – это борьба с коррупцией. А эта тема среди интересов россиян не поднимается выше 5-го места».