События и комментарии экспертов фонда

  |  26 апреля, 2017   |   Читать на сайте издания

Не Навальным единым: генпрокурор Чайка оценил ущерб от коррупции

Было бы несправедливым полагать, что с коррупцией в России борется один Алексей Навальный со своим фондом. Совсем недавно об этой общественной язве говорил Путин: «Реальную борьбу с коррупцией необходимо отличать от саморекламы». А 25 апреля свое веское слово в докладе Совету Федерации произнес и генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.
 
Глава ведомства, которое по мере сил и возможностей борется с этим спрутом, заявил, что в минувшем году ущерб от коррупционных преступлений в стране превысил 87 млрд рублей. И что, невзирая на все старания властей победить это зло, уровень коррупции за минувший год вырос на 1,4 %., общее количество преступлений такой направленности составило почти 33 тысячи.
 
В частности, по запросам Генпрокуратуры России в 2016 году за рубежом были арестованы активы на 900 млн евро: из них счета на 600 млн и недвижимость - на 300 млн евро. По текущему валютному курсу это составляет более 60 млрд руб., отмечается в докладе.
 
Названы и некоторые «герои» коррупционных расследований. В Швейцарии заблокированы 35 млн евро на счетах Евгения Пузикова и Андрея Турунова, осужденных за хищения средств ОАО «МОЭСК» в особо крупном размере. Там же заблокированы 1,8 млн евро, принадлежащие обвиняемому в мошенничестве Василию Смирнову, 12 млн швейцарских франков на счетах бывшего заместителя министра сельского хозяйства России Алексея Бажанова, обвиняемого в хищении средств ОАО «Росагролизинг» и ряда российских банков.
 
В общем, список этот можно продолжать и продолжать. На слуху у общественности резонансное дело полковника Захарченко, у которого в квартире было найдено аж 8 млрд. рублей в разной валюте, и бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, который «кинул» подмосковный бюджет на 3 - 4 млрд целковых.
 
Так и хочется спросить: доколе? «Реальная борьба», к которой нас призывает президент, и который приравнивает борьбу с коррупцией к противостоянию терроризму, пока что малоэффективна. Наметившаяся было в последние годы тенденция снижения уровня коррупции, как сказано в докладе Генпрокурора, не отражала настоящих масштабов соершения подобных деяний с учетом их высокой латентности. Проще говоря, реальный размах и масштабы просто скрывались от глаз налогоплательщиков.
 
Не удивительно, что по индексу восприятия коррупции Россия занимает лишь 131-е место в мире — по соседству с Ираном, Непалом, Казахстаном и Украиной. Есть такая система подсчета взяток, кумовства и прочего мздоимства, она представляет собой 100-бальную шкалу: чем меньше баллов, тем выше коррупция.
 
Согласно этого рейтинга, лучше всего дела обстоят в Дании — 90 баллов и она на почетном первом месте. Хуже всего (10 баллов) - в Сомали, которая на 176 месте. Россия не очень далеко ушла от этого африканского государства, набрав в свою копилку . 29 баллов
 
Какой-то панацеи от болезни, конкретного рецепта Генпрокурор не предложил, поэтому мы обратились к экспертам.
 
- Коррупция в мире была во все эпохи и во все времена, в любом общественном устройстве, - считает Константин КОСТИН, председатель Фонда развития гражданского общества.- Просто власть должна сделать так, чтобы она не мешала развитию экономики. В России в этом плане - одно из лучших законодательств в мире. Главное не суровость наказания, а его неотвратимость, больше внимания необходимо уделять профилактике таких преступлений, общественному контролю. И этот механизм действует, что признают даже недруги России в некоторых странах. «Серые схемы» у нас вскрывают» не только правоохранительные органы, но и Общероссийский народный фронт, и другие субъекты общественного контроля...
 
- Если у нас такое хорошее законодательство, то почему не утихают громкие скандалы, почему экономика не растет?
 
- В России нет системы экономического развития, она не создана! В Китае, где за коррупцию расстреливают, ущерб от таких преступлений оценивается миллиардами долларов. Но темпы развития экономики в несколько раз выше, чем в Норвегии, где коррупции почти нет. Дело не только и не столько в коррупции. Нужна программа, даже в 90-е годы у нас были разные подходы, альтернативы: и от Гайдара, и от Сабурова, и от Явлинского. Сегодня нам говорят, что какие-то концепции пишут то Сергей Глазьев, то Алексей Кудрин. Но где их новации? Кроме того, что в стране нужно поднимать пенсионный возраст, мы от них ничего не слышим.
 
Иного мнения придерживается Андрей НЕЧАЕВ, экс-министр экономики РФ «ельцинского призыва», председатель партии «Гражданская инициатива»:
 
- Если в нашем обществе считают, что коррупция процветает, значит борьба с ней не эффективная. Громкие конкретные «посадки» чиновников — это, все-таки, частные случаи, которые никак не выстраиваются в одну стройную цепочку. Вся борьба каким-то неведомым образом дальней дорогой обходит людей, приближенных к власти. Чтобы действительно добиться успеха на этом пути, мы должны сказать, что перед законом все равны, не должно быть неприкасаемых деятелей. Второй момент — уменьшить роль государства в управлении экономикой, свести деятельность чиновников, разрешающих, распределяющих и прочих к минимуму. Исчезнет сама возможность проворачивать махинации. Третий немаловажный момент — усиливать общественный контроль, увеличивать количество институтов гражданского общества. Пока таких структурных попыток в стране не просматривается.