События и комментарии экспертов фонда

  |  17 апреля, 2017   |   Читать на сайте издания

«Губернатор-управленец», «губернатор-хозяйственник» и «губернатор-спаситель»

Евгений Куйвашев вступил в избирательную гонку. Первую в своей политической карьере. Президент России Владимир Путин официально назначил его исполняющим обязанности главы региона, что свидетельствует о поддержке Кремля его кандидатуры на ближайших выборах. К подготовке сценария кампании действующий глава региона подошел с особой тщательностью. Как выяснил «ФедералПресс», концепция избирательной кампании действующего губернатора согласована и готова к реализации — глава региона ждал лишь официальной поддержки президента. О том, как Свердловская область впервые за 14 лет будет выбирать себе губернатора — в нашем материале.
 
Силы и задачи
 
«Благодарен главе государства за оказанное доверие и сделаю все, чтобы его оправдать. Это оценка не только моей работы, но и работы правительства Свердловской области, всех жителей нашего региона», - врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев начал избирательную кампанию.
Летом 2017 года в Свердловской области пройдут образцово-показательные выборы главы региона, рассказывают сразу несколько собеседников «ФедералПресс» и подтверждают эксперты. По мнению политолога Глеба Кузнецова, администрация президента, которая традиционно пристально следит за выборами в регионах, не будет спускать какие-то усредненные рекомендации губернаторам о ведении гонки – каждый регион имеет свою специфику, губернаторы должны сами определять стратегию: «Кандидат в губернаторы должен быть политически компетентным», —Кузнецов предстоящую кампанию комментирует крайне сдержанно.
Евгений Куйвашев потребовал от своего окружения, и в первую очередь главного идеолога и стратега кампании Владимира Тунгусова, выиграть выборы в один тур. Это соответствует задаче-максимум от администрации президента, спущенной в регионы — провести максимально спокойные и конкурентные выборы. Для решения последней задачи территориям уже рекомендовали обеспечить равные возможности для всех «системных кандидатов» при прохождении муниципального фильтра, о чем ранее подробно писал «ФедералПресс».
«У Тунгусова будет много миссий, он не только «мозговой центр», но и организатор. У него некая консолидирующая функция — организационная и техническая работа. Поскольку он будет подходить системно, воедино будут сплетены многие структуры. Главная задача — провести выборы в один тур, чтобы они были убедительны по результату. Они должны быть конкурентными, интересными, но я думаю, что специально обострять нет задачи. Мне кажется, явка это не суперцель. Цель – это провести выборы в один тур», - считает политолог, руководитель уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин. Несмотря на кажущуюся ведущую роль Владимира Тунгусова, эксперты отмечают, что принятие ключевых решений только от него зависеть не будет: «В больших кампаниях мнение коллективное, это всегда несколько идеологических групп, не только Тунгусов. Внутренняя конкуренция. Окончательное решение, которое будет принято, может отличаться от Тунгусовского. Многое в кампании будет зависеть от того, какие будут ресурсы и какие оппоненты будут у Куйвашева. Вероятно, будут работать на исключение риска. Куйвашеву и окружению выгодно максимально ровно и спокойная кампания без серьезных репутационных и любых других издержек», - считает политолог Алексей Швайгерт.
Вторая задача — уточнить образ Евгения Куйвашева в массах. Шутка из кулуаров региональной власти о том, что в отдаленных территориях Свердловской области главой региона все еще считают Эдуарда Росселя, конечно, уже потеряла актуальность, тем не менее для многих аполитичных жителей региона должность главы региона до сих пор не персонализирована. Именно на старте кампании эту ситуацию будут исправлять:
«Главная задача — его личная работа, торговать лицом и активно перемещаться по области. Задача штаба – сформулировать привлекательную идею, которая бы вдохновила поддержать его на очередной срок», - считает политолог Сергей Мошкин. Известно, что первая аналитика уже проведена по линии ФСО, уровень узнаваемости примерно одинаков в столице региона и остальной области, поддержка в области традиционно несколько выше.
По данным «ФедералПресс» работа над образом Евгения Куйвашева будет строится по направлениям «губернатор-управленец», «губернатор-хозяйственник» и «губернатор-спаситель».
Губернатор-управленец
 
Муниципалитеты и мэры — основа кампании губернатора. Новая традиция еженедельных встреч с главами муниципалитетов не просто свежий формат работы — это полное перестраивание вертикали взаимоотношений «область-город», которое планируется впервые обкатать именно в ходе избирательной кампании: «Все муниципалитеты дотационные, все получают деньги из бюджета примерно в равных пропорциях. Но в одном городе с благоустройством нет проблем, а в другом есть. И все эти вопросы будут всплывать в ходе встреч губернатора», - объясняет собеседник «ФедералПресс» из окружения главы региона. На сегодняшний момент в кабинете Евгения Куйвашева побывали главы десятка муниципалитетов. Главные темы обсуждения — рабочие места, благоустройство, дороги и ЖКХ: «Все, за что жители обычно спрашивают с губернатора», - подчеркивает собеседник «ФедералПресс».
Отдельная роль в этом сценарии отводится управленческим округам. Как уже писал «ФедералПресс» в ходе реформы правительства региона вопрос о сохранении округов был одним из самых дискуссионных в окружении главы региона. Тем не менее, округа остались в структуре правительства, хотя и в несколько реформированном виде. Буквально на днях региональное Заксобрание откорректировало законодательство об управленческих округах. По данным «ФедералПресс» идея нагрузить управляющих управленческими округами дополнительными полномочиями в рамках избирательной кампании принадлежит лично Владимиру Тунгусову. Их задача — работать напрямую с мэрами, и «держать руку на пульсе», для купирования возможных «горячих точек». «Управленческие округа будут задействованы в рамках административного контура кампании. Насколько велико их влияние на реальное положение дел — это другой вопрос. Что касается конфликтов, их можно либо гасить, либо наоборот использовать. Одно другому не мешает. Повестка и стратегия кампании – это одно. А работа с точечными проблемами, черными лебедями — это другое. Главное, чтоб одно не заслоняло другое. Чтобы решение какой-то актуальной проблемы, например транспортной реформы или строительства храма на пруду, не отвлекало от стратегической линии, от того, что хотят донести до жителей», - отмечает политолог Александр Белоусов.
Для обеспечения личного присутствия главы региона в муниципальной повестке и точеченого решения проблем планируется в ходе кампании посетить несколько десятков территорий. Активная стадия поездок в территории, по данным «ФедералПресс», начнется весной — к этому моменту проработака повестки с мэрами должна быть завершена. «Я бы посоветовал кандидату больше встречаться с людьми. Но [сложно] давать советы такому опытному губернатору как Евгений Куйвашев с такой хорошей командой», – отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» политолог Глеб Кузнецов.
Губернатор-хозяйственник
 
Основа экономической программы губернатора — его статья «Переломный момент», точнее, заявленная в ней программа «Пятилетка развития». Источники нашего агентства обращают внимание, что статья главы региона была опубликована только после того, как Кремль подтвердил его встречу с президентом Владимиром Путиным, что рассматривается как официальная поддержка с его стороны. Статья — заявка Куйвашева на работу не только в рамках общественно-политической повестки, но и с бизнесом. «Я бы концентрировался на позитивных проектах, они дают мощный эффект», - отметил Анатолий Гагарин.
По данным «ФедералПресс» работа над проектом программы в данный момент ведется в правительстве и в ближайшее время программа будет опубликована для «широкого общественного обсуждения».
Ставка на бизнес в ходе кампании будет сделана и не только в рамках программы «Пятилетка развития», подчеркивают собеседники агентства: «По экономике [много потенциальных направлений]. Сейчас это новые проекты прежде всего, которые реализуются на территории области и кажется, что сейчас СО находится в хорошем положении, она привлекает внимание довольно большого круга потенциальных инвесторов. Грядущий Иннопром обещает быть интересным, в том числе визуально. Какие-то там будут новые проекты. Поэтому я думаю что Иннопром будет перезагруженной площадкой, руководство заинтересовано в ярких проектах. Это тоже интересный момент — перезагрузка, который будет привлекать внимание к Свердловской области. Который будут умножаться, сейчас на это заточены большие политические группы», - считает Анатолий Гагарин.
Губернатор-спаситель
 
В регионе с такой бурной политической жизнью и живой политической дискуссией различные «горячие точки» возникают с пугающей регулярностью. По мнению политолога Алексея Швайгерта, к работе с конфликтной повесткой необходимо готовиться заранее, в первую очередь работая с оппонентами: «Сейчас задача губернатора – провести переговоры с представителями парламентских партий. Не дай бог придет кто-то с антикоррупционной повесткой».
Нивелирование уже существующего негативного фона — ключевая задача, которую признают в штабе Евгения Куйвашева. Первый шаг в этом направлении — решение вопроса о переносе скандальной транспортной реформы Екатеринбурга. По данным «ФедералПресс» консультации о дате внедрения новой системы велись в администрации города и области с осени прошлого года — радикальное изменение системы общественного транспорта изначально предлагалось отложить на послевыборный период. На этом настаивали представители администрации губернатора. Тем не менее, «гасить» скандал пришлось уже по факту. Собеседники «ФедералПресс» в окружении Евгения Куйвашева признают, что из этой ситуации будут сделаны «соответствующие выводы». Тем более, что подобные «горячие точки» продолжают появляться. Среди потенциальных «очагов» - дорога в Серебрянку, строительство Храма-на-воде, инициатива по отмене прямых выборов мэра Екатеринбурга, напряженные отношения с руководством Нижнего Тагила и так далее. Задача Евгения Куйвашева - выступить в качестве третейского судьи и снять общественное напряжение по всем возникающим вопросам. «Основная задача тех, кто будет заниматься избирательной кампанией, — сделать ее такой, чтобы в ее адрес было как можно меньше критики со стороны различного рода оценщиков: административных структур, журналистов, общественности. Эта проблема сейчас никак не осознается. Если мы говорим о процентах, явке, еще чем-то — это все на самом деле части именно оценки этой кампании. Задачи две: выиграть кампанию, сделать ее такой, чтобы у оценщиков было как можно меньше проблем. С первым более-менее понятно, что делать. Опасений не вызывает. Но не уверен, что кто-то ставит постановку проблемы так», – отмечает Александр Белоусов.
С другой стороны, подчеркивают эксперты, контролируемое поддержание негативной повестки — дополнительное очко в пользу самого кандидата Куйвашева: «Это достаточно древний способ формирования имиджа нехаризматичного политика. Когда политик, как наш губернатор, недостаточно харизматичен, не имеет яркой позиции, не готов глаголом жечь сердца, стучать ботинком по столу, то история создания искусственной повестки, конфликтных ситуаций, которые вызывают в муниципалитете напряжение, общественный резонанс — это технология достаточно эффективная. Она позволяет донести до большого количества людей определенную мысль. Дальше люди через слухи сплетни сами раздувают до такого формата, что не было проблемы и вот она создана. И губернатор выступает решалой. Приходит, разрубает узел мечом и наказывает виновных», - отметил Алексей Швайгерт.
Отдельный вопрос, который сейчас стоит перед организаторами выборов Евгения Куйвашева – финансирование кампании. Главный спонсор всех общественно-политических проектов Евгения Куйвашева в последнее время — УГМК-Холдинг. Но, уверены эксперты, работой с одной ФПГ дело не ограничится. «Много желающих будет поучаствовать финансово. Проблема не в том, где брать деньги, как не взять деньги и не обидеть», – считает политолог Александр Белоусов.