События и комментарии экспертов фонда

  |  06 апреля, 2017   |   Читать на сайте издания

Популярная политика

Алексей Навальный за пять лет повысил свою узнаваемость более чем в два раза. При этом голосовать за него россияне по-прежнему не готовы. Это следует из опроса, опубликованного «Левада-центром». Если в 2012 году оппозиционера знали лишь 25% респондентов, то в конце прошлого месяца этот показатель составил уже 55%. Однако на вопрос, «готовы ли вы проголосовать за Навального на выборах президента?», утвердительно отвечает лишь каждый пятый.
 
Что вызвало рост узнаваемости Навального, и что с этим будет делать власть?
 
Директор «Левада-центра» Лев Гудков отметил, что, помимо громких коррупционных разоблачений, оппозиционер в глазах части за пять лет общества вырос как политик.
 
«Поначалу Навальный появился как популист с националистическими лозунгами, и это вызвало сильное отторжение либеральной, демократической части общества. Сейчас такие тона в программе Навального выражены гораздо слабее, благодаря чему люди начинают принимать его вполне разумные предложения по реформам, — пояснил он. — Негативное восприятие политика характерно для тех регионов, где о нем практически ничего не знают, так как получают сведения исключительно из телевизора. В крупных городах, прежде всего, в Москве, популярность Навального очень высока».
 
Рост узнаваемости Навальный может смело занести себе в актив, полагает политолог Дмитрий Орешкин. По его мнению, известность могла бы со временем трансформироваться в популярность, но власть это вряд ли допустит.
 
«Такие результаты опроса, безусловно, победа с точки зрения политтехнологии. Не так важно то, как к Навальному относятся. Гораздо важнее — известен он людям или нет. Негативный рейтинг довольно легко и довольно часто превращается в позитивный, — подчеркнул он. — Чем больше будет накапливаться разочарований в деятельности правительства, чем чаще сообщения ТВ будут вызывать скепсис, тем больше интереса, а потом и симпатии, будет вызывать тот человек, который выступает против всего этого. Поэтому я думаю, что власть попытается Навального нейтрализовать каким-то образом».
 
Власти не стоит беспокоиться насчет узнаваемости оппозиционера, поскольку потенциал его исчерпан, уверен председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Популярность Навального не будет расти, считает эксперт.
 
«Говорить о том, что у Алексея Навального есть известность в России на уровне 55%, мне кажется преувеличением. Такой популярности у него не было даже среди участников акции 26 марта, — заметил он. — Борьба с коррупцией является уникальной отмычкой для того, чтобы завладеть вниманием аудитории, но дальше ей надо предложить что-то еще. У Навального других содержательных программных предложений, как и серьезного потенциала для развития, нет. Повышение уровня его узнаваемости будет сопровождаться ростом негативных оценок».
 
Опросы «Левада-центра» фиксируют также стабильную позитивную оценку протестных акций. В марте этого года, как и пять лет назад, одобряли митинги около 40% респондентов. При этом число тех, кто готов присоединиться к таким акциям, по сравнению с 2012-м заметно снизилось.
 
Григорий Колганов