События и комментарии экспертов фонда

  |  15 февраля, 2017   |   Читать на сайте издания

Главный судебный пристав РФ возглавит Карелию

В Карелии сменился руководитель. Президент Владимир Путин удовлетворил заявление руководителя республики Александра Худилайнена о досрочной отставке и назначил временно исполняющим обязанности главы региона директора Федеральной службы судебных приставов Артура Парфенчикова. 16 февраля врио губернатора будет представлен региональным властям.
 
На встрече с Артуром Парфенчиковым Владимир Путин поинтересовался, где именно родился новый глава региона.
 
— Артур Олегович, вы родом из Карелии? — уточнил президент.
 
— Из глубокой, — подтвердил Артур Парфенчиков.
 
— Что значит — из глубокой?
 
— Из глубинки, с хутора, — пояснил врио главы Карелии.
 
— С хутора? Как он называется? 
 
— Куркиёки, — ответил Артур Парфенчиков.
 
Село Куркиёки — место в Северном Приладожье, на южной окраине Республики Карелия, входило в состав Финляндии. В переводе Куркиёки — «журавлиная река».
 
По окончании Ленинградского госуниверистета (юридический факультет) Артур Парфенчиков занимал разные должности в регионе, был прокурором Петрозаводска. С 2006 года работал на посту руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу. Через год стал заместителем директора ФСПП. В конце декабря 2008 года был назначен директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом РФ.
 
— Как вы оцениваете ситуацию в Карелии? — поинтересовался Владимир Путин.
 
— Конечно, я за десять лет достаточно мало там бывал, но, безусловно, следил за положением, которое в Карелии складывается. На мой взгляд, есть определенные проблемы и есть сложные социальные вопросы. Думаю, что они решаемы, — отметил врио губернатора. — В первую очередь, конечно, нужно посмотреть на свои ресурсы, свои силы. Но мы, безусловно, если решение состоится, рассчитываем на поддержку федерального центра и ваше внимание к вопросу развития республики.
 
— У вас внутреннее желание сделать максимум того, что можете, для своей малой родины в душе присутствует? — уточнил президент.
 
— Это очень ответственно — вернуться на родину и там работать. С одной стороны, многие проблемы понятны и, наверно, есть определенная поддержка: республика маленькая, можно рассчитывать на принятие населением. Но это и большая ответственность, безусловно, чтобы оправдать доверие своих земляков, — сказал Артур Парфенчиков.
 
— Хорошо. Желаю вам успехов и, конечно, буду вам помогать, — пообещал глава государства.
 
Руководитель Центра политических и социальных исследований Карелии Анатолий Цыганков полагает, что приход в республику уроженца этого региона Артура Парфенчикова вместо «варяга» Александра Худилайнена (родом из Калининской области) будет позитивно воспринят избирателями. 
 
Позиции экс-главы региона в последние годы были стабильно слабыми — так, в декабре 2015 года он уже занимал последние строчки в рейтинге эффективности глав регионов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО). Положение губернатора серьезно пошатнулось в феврале 2016 года, когда президент объявил Александру Худилайнену выговор в связи с неэффективным выполнением программы расселения аварийного жилья в регионе. Аналогичные претензии тогда возникли и к Забайкальскому краю, глава котороо Константин Ильковский был вынужден уйти в отставку, а карельский губернатор удержался на посту. 
 
Анатолий Цыганков тем не менее не связывает напрямую отставку главы Карелии с выговором годовой давности, напоминая, что у Александра Худилайнена со многими не сложились отношения, в том числе и с партией власти.
 
— У «Единой России» были низкие показатели в Кар­елии на выборах в Гос­думу и в заксобрание ­республики в сентябре­ 2016 года (по федера­льному списку в Карел­ии правящая партия по­лучила 37,3% голосов ­избирателей. — «Извест­ия»), — пояснил политолог.
 
Напомним, ранее президент провел кадровую ротацию в четырех субъектах: сменились главы в Бурятии, Пермском крае, Новгородской и Рязанской областях.
 
По мнению главы ФоРГО Константина Костина, в последних назначениях четко прослеживаются новые тренды кадровой политики. 
 
— Сформулированы четкие требования, по которым оценивается эффективность работы действующих губернаторов и, соответственно, кандидатов. Первое — это способность обеспечивать экономическое развитие региона, рост социально-экономических показателей. Второе — способность обеспечить политическую стабильность, быть лидером региона, консолидирующим региональные элиты, чтобы все работали в режиме одной команды. И третье — несвязанность с конфликтами интересов и коррупционными проявлениями, — отметил он. 
 
По словам Константина Костина, ценность этого набора критериев в том, что он позволяет оценивать ситуацию в регионах в динамике, с периодичностью раз в квартал. Если судить по последним назначениям, ставка делается на молодых управленцев, которые доказали свою эффективность, успешно работая на федеральном и региональном уровнях. Эксперт отметил, что в этой системе координат быть выходцем с территории для кандидата — плюс, но не обязательное условие назначения. Гораздо важнее соображения экономического характера. 
 
— Во многих регионах обращают на себя внимание высокие показатели закредитованности субъектов, и среди этих кредитов много плохих долгов, то есть взятых не на развитие, а на выполнение социальных обязательств без четкого понимания, за счет каких ресурсов обслуживать и возвращать долг, — пояснил Константин Костин. — А вызов времени — даже не сохранять статус-кво, а двигаться вперед, несмотря на кризис.