События и комментарии экспертов фонда

  |  10 ноября, 2016   |   Читать на сайте издания

Парламент выключил "бешеный принтер"

Нововведения в работе Госдумы уже через месяц ее работы позволяют судить об эффективности парламента VII созыва. Тем не менее, реконструкция законодательного органа не приняла привычной формы разрушения старого и строительства "с нуля". В его деятельности есть элементы как новизны, так и преемственности. Так что речь, скорее, идет о "тонкой настройке" Госдумы – и такой подход уже вызвал рост доверия к ней россиян.

Уже по первым неделям работы нового созыва Госдумы ясно: парламент намерен избавиться от ярлыка "бешеного принтера". Депутаты не стали хвататься за так называемые "резонансные" законопроекты, которые традиционно вызывают шквал комментариев в СМИ и соцсетях – а занялись рутинным трудом. В центре внимания – вопросы жизненно важные для избирателей: бюджет, налоги, социальные выплаты, медицина. По мнению экспертов, именно такая деятельность – без особых сенсаций, но полезная обществу – будет способствовать реальному росту влияния законодательной власти.
 
Хотя резонанс, надо отметить, уже есть. Россиянам очень понравилось, как наводит порядок в парламенте новое руководство во главе со спикером Вячеславом Володиным. Об этом свидетельствуют данные последних опросов ВЦИОМ: если в сентябре деятельность Госдумы одобряли около 40% опрошенных, то в октябре этот показатель возрос до 45,5%.
Приветствуют респонденты и отмену голосования по доверенности, и штрафы за прогулы. Уважительных причин для пропусков пленарных заседаний стало намного меньше. Причем, новый распорядок касается не только "пленарок", но и заседаний думских комитетов. Здесь демонстрационного эффекта нет – в отличие от пленарных заседаний, комитетскую работу по телевизору не показывают. Зато ожидается рост производительности: если уж депутаты придут в комитет, едва ли они захотят выполнять там сугубо декоративную функцию. Все эти меры безусловно повышают эффективность парламентской деятельности, убежден председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
 
"Изменения в регламенте, конечно, повышают качество проработки различных аспектов того или иного закона. Кроме того, рассматривается принятие новой нормы, в соответствии с которой  при обсуждении внесенных правительством законопроектов на Совете Думы и в комитетах будут работать чиновники достаточно высокого ранга – не ниже, чем заместитель министра. Это, безусловно, повысит качество работы над  законами". В первую очередь профессиональный уровень и ответственность за предлагаемые решения, - отметил политолог в интервью Дням.Ру.
 
Преемственность парламента прослеживается в распределении комитетов. "Единая Россия", в отличие от прошлого созыва, получила в новом парламенте конституционное большинство. Тем не менее, это не повлияло на распределение руководящих постов в Госдуме. Представители оппозиции возглавили ровно столько же думских комитетов, сколько и единороссы – 13. Таким образом, КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия", несмотря на сокращение количества полученных ими депутатских мандатов, не могут пожаловаться на дискриминацию. Теперь парламент является не только "местом для дискуссий", но и площадкой для согласования различных интересов, пишет в своей колонке в Газете.ру первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
"Обращает на себя внимание тот факт, что ЛДПР впервые в своей истории получила один из ключевых думских комитетов – международный. В то же время КПРФ потеряла комитет по обороне, но, думается, военные не будут в обиде – его главой стал один из наиболее известных российских военачальников, Владимир Шаманов. При нем комитет уже дал критичный отзыв на внесенный правительством законопроект о бюджете, настаивая на более существенном повышении пенсий военнослужащим и на индексации денежного довольствия", - пишет политолог.
Россияне положительно восприняли сохранение паритета между "Единой Россией" и парламентской оппозицией в руководстве комитетов. По данным опроса фонда "Общественное мнение" (ФОМ), 75% респондентов считают это правильным. В то же время, готовность "ЕР" разделить ответственность за работу комитетов Госдумы с другими фракциями – это свидетельство зрелости партии, считает руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев.
"Руководство фракции понимает прекрасно, что в условиях сложившегося в обществе консенсуса в отношении курса президента надо сделать все возможное, чтобы нынешний состав воспринимался не как сумма фракций, а как широкая коалиция в поддержку поступательного курса России. Способность идти на компромиссы при распределении руководящих позиций в Госдуме должна поднять авторитет парламента", – заявил политолог в интервью Дням.Ру.
 
Кроме того, Дума демонстрирует, что готова более требовательно подходить к взаимоотношениям с правительством, отмечают наблюдатели. Теперь министерствам и ведомствам придется активнее обосновывать свою позицию, прислушиваться не только к правящей партии, но и к оппозиционным силам, которые возглавляют парламентские комитеты. То есть, две ветви власти – законодательная и исполнительная – будут уравновешивать друг друга, продолжает Константин Калачев.
"Госдума не должна быть приложением к исполнительной власти. Сейчас повышение самостоятельности парламента дает надежду на то, что конструктивное взаимодействие придет на смену бездумному штампованию всех "хотелок" правительства. Опираться нужно на то, что сопротивляется – если речь, конечно, идет о конструктивной дискуссии", – подчеркивает политолог.
 
Очевидно, что для самого правительства будет полезно, если те или иные его предложения будут восприниматься критически. Причем, как отмечается, в ряде случаев единороссы (особенно участники "Общероссийского народного фронта", которых в Думе около восьми десятков) могут быть более требовательными по отношению к правительственным ведомствам, чем оппозиционеры. Но эксперты уверены: все разногласия разрешатся в конструктивном диалоге, на который настроена Госдума VII созыва.