События и комментарии экспертов фонда

  |  31 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

Исход выборов в Сибири будет зависеть от погоды

Чем ближе день голосования на выборах депутатов Госдумы, тем больше разговоров о явке. Понятно, что любая политическая партия, которая серьезно борется за мандаты, имеет несколько вариантов действий в зависимости от количества проголосовавших избирателей, но, похоже, нынешний тренд уже определен – на высокую явку в регионе рассчитывать не стоит. Подробности – в материале «ФедералПресс».
 
Времена, когда на парламентские выборы приходило больше половины избирателей, как утверждают эксперты, уже прошли. Если в 2007 и в 2011 годах на выборах депутатов Госдумы явка в Новосибирской области составляла 58–59 %, то сегодня о таком результате мечтать не приходится. Порог в 50 % политологи и социологи считают нынче непреодолимым. В этом их помимо прочего убеждают показатели активности избирателей на прошлогодних выборах депутатов заксобрания Новосибирской области и совета депутатов Новосибирска. Проголосовать за кандидатов в областной парламент пришли тогда 30,7 %, что на 5 % меньше, чем на предыдущих выборах в 2010 году. В столице региона этот показатель был еще ниже.
Большинство опрошенных «ФедералПресс» экспертов полагают, что ситуация кардинально не изменится. Аналитик Александр Моисеев считает, что явка будет на уровне губернаторских выборов 2014 года: «Слишком большой она точно не будет. При этом очень многое зависит от интереса людей, от их веры в выборы. Важно и то, как поработают политические партии и отдельно взятые кандидаты». Политолог Владимир Леонтьев уверен, что явка будет больше 30 %, но этого ведь недостаточно: «После мэрских выборов в 2014 году мы хорошей явкой похвастаться не можем, но все-таки она подрастет, так как неизбежно скажется влияние телевидения и радио».
 
Руководитель Новосибирского филиала ФоРГО, доктор социологии Константин Антонов с этим выводом согласен: «Судя по тому, как развивается предвыборная кампания, явка в сентябре должна быть невысокой. К тому же очень высок процент тех, кто не определился со своим желанием идти голосовать и с выбором конкретной политической партии, за которую хочется отдать голос. Последнее обстоятельство весьма настораживает, и оно как раз вносит интригу, которой многим не хватает».
На своей пресс-конференции в Новосибирске третий номер «яблочного» списка Владимир Рыжков заявил, что, по оценкам специалистов, в Алтайском крае явка не превысит 40 %, но, на его взгляд, будут предприняты попытки цифру натянуть. И здесь возникает вопрос, который многие считают самым важным: а нужна ли правящей партии высокая явка? Владимир Леонтьев считает, что низкая явка более выгодна «Единой России», поскольку у этой партии избирателей потенциально больше, но не все считают нужным дойти до избирательного участка, чтобы проголосовать за «свою» партию: «Они уверены, что и без их участия все будет нормально». Что же касается других партий, то эксперт думает, что коммунистам большая явка не нужна, так как у них есть свой сложившийся электорат, а вот другим партиям новый избиратель, наоборот, нужен.
Ректор Нового сибирского университета, социолог Надежда Вавилина также полагает, что партии, которая находится у власти, выгодна небольшая явка. По той причине, что кампания, как правило, носит мобилизационный характер. Другим партиям, по ее мнению, большая явка выгодна: чем больше народа придет, тем больше шансов на хороший результат.
 
Александр Моисеев считает, что называть сегодня какие-то цифры – все равно что тыкать пальцем в небо: «Существует набор традиционных предпочтений, которые обсуждают всякий раз, когда на горизонте уже маячит день голосования. Считается, что малая явка выгодна партии власти, а ее повышение – наоборот, партиям оппозиционным. Но на самом деле все зависит от конкретной ситуации. Тут нужна реальная социология, а не набор мифов и штампов, которым удобно оперировать, но который может не иметь никакой связи с реальностью».
Константин Антонов не выделяет «Единую Россию» из большой парламентской четверки: «Низкая явка, на мой взгляд, выгодна парламентским партиям. Они имеют ядерный электорат, который точно придет и проголосует. Но те, кто не определился, могут ситуацию поменять! Кто это? В той палитре выбора, которая есть сейчас, есть уже знакомые названия: «Яблоко», «Родина», «Патриоты России», «Коммунисты России», Партия пенсионеров и Партия роста. Некоторых, грубо говоря, сводит с ума часть неопределившегося электората». Эксперт считает, что если эти партии сумеют мобилизовать ресурс и преподнести себя, то голосование за них может изменить расклад голосования именно за парламентские партии. В сложившейся ситуации он видит парадокс: «Кампания идет вяло, активности особой нет, но интрига сохраняется. Так что я бы предостерег от раздачи окончательных прогнозов – все еще впереди».+
 
Этот вывод разделяет Надежда Вавилина, которая уверена, что есть шанс сделать явку более значимой. Ее логика проста: «На выборы идут новые партии, и раскачивание избирателей в разные стороны с разными лозунгами, в общем-то, дает иллюзию, что эти новые партии смогут что-то решить. Вот здесь и есть возможность повысить явку. Однако не думаю, что она сможет превысить обычный уровень. Раньше на парламентских выборах была высокая явка, а теперь у меня такой уверенности нет».
 
И есть один фактор, традиционно весьма ощутимо влияющий на результаты голосования в Новосибирской области. Речь идет о погоде. Надежда Вавилина с этим тоже согласна: «В Сибири многое зависит от погоды: чем она лучше, тем хуже явка. Если будет дождливо и ветрено, то явка будет выше. Но не в этом казусе, конечно, дело, хотя он и имеет место быть. Полагаю, что явка в сентябре не будет большой, по крайней мере, она будет меньшей, чем обычно бывает на думских выборах».+
 
В общем, даже если у природы на самом деле нет плохой погоды, то на политику это утверждение не распространяется. Хотя резерв еще есть: в социальных сетях новосибирцы живо обсуждают слухи о том, что чуть ли не 10–15 % избирателей вообще не знают, что в сентябре будут выбирать депутатов Государственной думы.