Прокремлевский фонд назвал главную интригу выборов в Госдуму
Фонд развития гражданского общества проанализировал предвыборную ситуацию в России. Главный вывод — казалось бы устоявшаяся система на самом деле подвижна и сохранение статус-кво не гарантировано никому, за исключением одной партии. Как ЛДПР может обойти коммунистов, есть ли шансы на сохранение в большой политике у эсеров и на что может рассчитывать «Яблоко» — в материале «URA.Ru».
Эксперты Фонда развития гражданского общества оценили работу партий в преддверии выборов в Госдуму. Результаты обнародованы в докладе «Выборы 2016: основные итоги предэлекторального этапа и его влияние на результаты избирательной кампании». Авторы оценили активность партий: формирование списков кандидатов и предвыборных программ, организацию съездов, а также присутствие в медиасреде и соцсетях.
Главный вывод: Владимир Путин стал электоральным лидером не только «Единой России», но и остальных парламентских партий, заключают эксперты. Это отличает нынешнюю кампанию от предыдущих.
Политические предпочтения большинства россиян (80%) представляют четыре основные партии, поэтому остальным участникам придется разделить оставшиеся 20% между собой.
За неопределившийся электорат в первую очередь тоже будут биться не только аутсайдеры, но и первая четверка.
Эксперты ФоРГО называют «Единую Россию» безусловным лидером предстоящего голосования как по спискам, так и по одномандатным округам: не менее 70% кандидатов от «Единой России» — фавориты в мажоритарных округах. То, что партию власти критикует большинство участников предвыборной гонки, не повлияет на ее доминирующие позиции в будущей Думе, заявил «URA.Ru» председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин:
«Есть такая тенденция, „неопределившиеся“ избиратели распределяются в тех же пропорциях, как и те, кто уже знает, за кого будет голосовать. И для „Единой России“ или КПРФ 1,5-2% большой роли не играют. Это для непарламентских партий, таких как „Яблоко“, эти проценты — существенная часть, которая может вернуть партию в Госдуму».
Коммунисты борются за то, чтобы закрепить за собой статус второй партии страны: их основные конкуренты — кандидаты от ЛДПР.
У партий равное число баллотирующихся кандидатов и схожие рейтинги, но у коммунистов есть преимущество в мажоритарных округах, говорится в исследовании.
«ЛДПР может стать второй только по партспискам, если будет активнее коммунистов прирастать за счет „неопределившихся“. Но второй фракцией всё-равно будет КПРФ, потому что у коммунистов много сильных одномандатников, которые имеют более высокие шансы, чем кандидаты от ЛДПР. Поэтому по численности фракция все равно будет более представительна, чем фракция Жириновского», — пояснил политолог, отметив, что уступив ЛДПР, коммунисты понесут серьезный политический урон.
Партия Жириновского активно встроилась во внешнеполитическую повестку, поддерживая президента и, по мнению авторов доклада, именно поэтому ЛДПР мощно стартовала в начале кампании.
Задача «Справедливой России» — остаться в парламенте и преодолеть 5% барьер, а цель «Яблока» — вернуться в Госдуму. Авторы доклада критикуют справороссов за недоработку списков кандидатов, называя его потенциально слабым, с другой стороны, отмечают сильные стороны федерального списка «Яблока» — это яркие представители несистемной оппозиции.
У партии Явлинского, по мнению авторов доклада, есть шанс пройти в парламент, в первую очередь, за счет одномандатников.
Именно они будут работать на бренд партии и добавлять голоса в общефедеральную копилку партии, напомнил «URA.Ru» Константин Костин, но решающим фактором все равно останется активность во время предвыборной кампании:
«Важно верно вести предвыборную агитацию: уличные мероприятия, отработка жилого сектора, наружная реклама. Большой вопрос, насколько у „Яблока“ хватит человеческих и финансовых ресурсов, чтобы задействовать все эти инструменты в полной мере и донести до потенциальных избирателей свое электоральное предложение. И в этом смысле у „Справедливой России“ есть больше возможностей, чтобы установить политическую коммуникацию с избирателями».
Политолог также отметил, что программа «Яблока», как и предвыборные ролики, недостаточно привлекательны для избирателя, поэтому партии не следует ориентироваться исключительно на медиаресурсы.
Высокую оценку получила программа партии власти: она, по мнению экспертов, оказалась самой реалистичной и системной.
Популизм эксперты разглядели у ПАРНАСа, «Партии Роста» и ЛДПР. Программу КПРФ оценили как достаточно привлекательную для электората.
Социальные сети окончательно стали инструментом ведения предвыборной кампании и, соответственно, объектом изучения. Авторы доклада пришли к выводу, что
самая большая аудитория у «Единой России» в «Одноклассниках», как и у «Справедливой России».
Сторонники ЛДПР ярче всего проявляют себя во «ВКонтакте». КПРФ же активно ведет свой аккаунт в Instagram. Наибольшее число подписчиков у «Яблока» в Facebook, в основном их группу читают в Москве и Санкт-Петербурге.
Лидером медиапространства стала «Единая Россия»: с 1 апреля по 31 июля о партии говорили 280 тысяч раз. КПРФ упоминалась 94 тысячи раз, ЛДПР почти вдвое меньше (57 500).
Дмитрий Медведев признан самым медийным из лидеров партий — как председателя «Единой России» его вспомнили 36 тысяч раз. При этом доля его присутствия в общем количестве сообщений о партии равна лишь 12, 91%. Остальных лидеров СМИ хоть и вспоминали заметно реже, зато в прочной связке со своими партиями: Владимир Жириновский в 26,17% новостях, Геннадий Зюганов — 14,72%, Сергей Миронов — 18,31%. То, что Медведев отстает по этому показателю от остальных лидеров, указывает на кадровый потенциал партии, считают авторы доклада.
«У „Единой России“ много авторитетных политиков, которые тоже очень активны и популярны. Сколько депутатов от ЛДПР вы вспомните? Нилов, Дегтярев и Лебедев. А в „Единой России“ мы можем сходу назвать несколько десятков интересных политиков, раскрученных в медиа и интересных избирателю», — объяснил такой результат премьера в рейтинге цитируемости Константин Костин.