События и комментарии экспертов фонда

  |  25 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

Голоса неопределившихся избирателей растут в цене

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подготовил доклад об основных итогах предэлекторального этапа избирательной кампании и его влиянии на результаты выборов (текст есть в распоряжении «Известий»). Проанализировав первый этап кампании 2016 года, авторы исследования приходят к выводу, что 80% голосов избирателей распределятся между четырьмя парламентскими партиями, а борьба за оставшиеся 20% развернется между остальными партиями. При этом глава ФоРГО Константин Костин не исключает появления в Госдуме пятой фракции, поскольку в этот раз отдельные непарламентские партии выставили сильных кандидатов в одномандатных округах, способных обойти конкурентов.
 
— В оставшийся активный период избирательной кампании основная борьба развернется за голоса неопределившихся со своими предпочтениями избирателей. Обычно эти 10–12% распределяются пропорционально голосам тех избирателей, которые уже определились. Для «Единой России» и КПРФ эти 2–3% голосов существенно не улучшат ситуацию, а у таких партий, как «Яблоко», которая получала не более 3% на последних выборах, если они сумеют мотивировать избирателей и смогут рассчитывать на дополнительные 2,5%, появится серьезная думская перспектива, — пояснил «Известиям» глава ФоРГО Константин Костин.  
 
Впрочем, шансы непарламентских партий преодолеть пятипроцентный барьер и провести свой список в Госдуму невысоки. По федеральным спискам лидерство принадлежит «Единой России». Партия заявила 400 кандидатов. Вторую строчку занимает КПРФ (385 кандидатов), третью — «Патриоты России» (372 кандидата), четвертую — «Коммунисты России» (365 кандидатов). По мнению экспертов фонда, большое число кандидатов в федеральных списках партий «Коммунисты России» и «Патриоты России» демонстрирует наличие партийного актива, но само по себе не гарантирует преодоления пятипроцентного барьера и попадания в парламент.
 
Константин Костин отметил, что три-четыре непарламентские партии выставили сильных кандидатов в одномандатных округах, серьезные шансы на победу на местах у представителей «Яблока», «Родины» и «Гражданской платформы». Лидерство по количеству кандидатов в одномандатных округах принадлежит КПРФ (225 кандидатов из 225 возможных). Второе место разделили между собой ЛДПР и «Справедливая Россия». Обе партии отстают от коммунистов лишь на одного зарегистрированного кандидата (у ЛДПР и СР их по 224). «Единая Россия», в свою очередь, выдвинула 206 кандидатов, однако, как отмечают эксперты фонда, партия сосредоточилась на их «качестве», поэтому они имеют более высокие шансы на избрание — по одномандатным округам считаются фаворитами не менее 70% кандидатов.
 
В докладе отмечается, что ЕР является безусловным лидером и единственным претендентом на первое место по результатам голосования по партийным спискам. ЛДПР имеет шансы обогнать КПРФ по партийным спискам. Согласно данным ВЦИОМа, либерал-демократы на 2% опередили коммунистов (11% против 9,3%). Ту же тенденцию фиксирует и фонд «Общественное мнение». С середины 2015 года рейтинг ЛДПР вырос почти вдвое — с 6 до 11%. По мнению экспертов, КПРФ и ЛДПР придется побороться за второе место (у ЛДПР растет рейтинг, но у КПРФ более дисциплинированные избиратели, которые регулярно ходят на выборы). 
 
Наиболее значимым событием предэлекторального периода, по мнению авторов доклада, стало проведение предварительного голосования. «Единая Россия» стала единственной партией, которая в полном объеме провела праймериз и подготовила около 20 тыс. участков по всей стране, за которых проголосовали 10,5 млн человек (9,6% от всех избирателей) по всей России. Это позволило партии вступить в кампанию раньше конкурентов и за несколько месяцев до выборов существенно повысить узнаваемость своих кандидатов.
 
КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» праймериз не проводили. Провести предварительное голосование попытались в ПАРНАСе, но оно было сорвано из-за того, что во второй день голосования на сайте партии оказались личные данные тех, кто зарегистрировался для участия в голосовании.
 
— Эта думская кампания проходит весьма традиционно и в значительной степени инерционно, что на руку крупным партиям со сложившимся электоратом. Новички и непарламентские партии, если пользоваться футбольной терминологией, достаточно вяло провели первый тайм. Им надо было сразу идти в атаку, выступать с яркими инициативами, использовать нестандартные ходы. Но они этот момент уже упустили, — сказал Константин Костин.
 
Он отметил, что, исходя из опыта анализа электоральной статистики за последние 15 лет, расклад сил даже после активной фазы избирательной кампании уже вряд ли существенно изменится, даже если непарламентские партии аккумулируют все ресурсы и проведут яркую кампанию в СМИ.
 
Наиболее медиаактивной в первой фазе избирательной кампании стала ЕР, за ней идет КПРФ, третьей и четвертой стали ЛДПР и СР, соответственно. При определении, в каких СМИ (федеральных или региональных) в большей степени велась медиакампания партий, выяснилось, что среди всех федеральное информационное поле превышает региональное только у ПАРНАСа. Такой результат говорит об одном — партия не уделяет внимания работе с регионами и ее присутствие в медиапространстве субъектов РФ минимально.
 
Динамичное развитие социальных сетей и охват огромной аудитории граждан подталкивают политические партии активно использовать их для продвижения идей, агитации, информирования и привлечения новых сторонников. 
 
Самая упорядоченная система подачи информации в соцсетях у ЕР, у нее единый дизайн и контент, который появляется одновременно во всех сетях. При этом самой посещаемой площадкой у ЕР и ЛДПР стала соцсеть «ВКонтакте». У «Яблока» больше всего подписчиков на Facebook, а у СР — в «Одноклассниках». Самые низкие показатели среди подписчиков у партии «Патриоты России». Наибольшее количество постов в день размещает КПРФ, но подобная активность не выводит партию в «топ» ни по количеству подписчиков, ни по вовлеченности аудитории.