События и комментарии экспертов фонда

  |  10 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

http://pravdaurfo.ru: В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕРЕКРАИВАЮТ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

Депутатам предложили допустить общественников до избиркомов
Общественные палата Свердловской области предложила создать институт независимых наблюдателей на выборах и внести соответствующие поправки в региональное законодательство. При этом авторы идеи предполагают оплату работы контролеров на избирательных участках, заранее называя необходимую из бюджета сумму в 10 млн рублей. Причинами введения нового института общественники называют ангажированность наблюдателей политических партий, часто ориентированных на организацию провокаций и делегитимизацию выборов. Представители оппозиционных политических объединений в свою очередь опасаются превращения института независимых наблюдателей в оплачиваемый из бюджета политический инструмент «Единой России», хотя сами «единороссы» отказываются от выделения средств на эти цели, подчеркивая, что имеют собственный пул наблюдателей. Работа же общественников, по общему мнению партийцев и политологов, должна быть нацелена на повышение прозрачности избирательного процесса.
Сегодня на форуме «Сила Урала» в Екатеринбурге представители общественных палат региона и муниципалитетов обсудили с облизбиркомом перспективы создания института независимых наблюдателей на выборах. Члены избирательной комиссии объяснили необходимость такой структуры массовыми попытками кандидатов объявить выборы нелегитимными.
 
«Мы сейчас сталкиваемся со случаем в Новоуральске, который прозвучал в федеральных СМИ. Один журналист, а как выяснилось потом, кандидат в депутаты, запустил утку, что в ЗАТО количество избирателей не соответствует количеству жителей. Мы прозвучали на уровне ЦИК. В итоге нарушений не нашли, зато сейчас все знают этого кандидата. И сейчас приходят кандидаты, говорят «подадим на вас в суд». Причин указать не могут, но зато потом о них будут знать. 19 сентября мы получим вал такого недовольства... Мы смотрим на наблюдателей. Кто-то заранее с папочкой приходит, чтобы записывать все нарушения, кто-то честно говорит, что за каждую зафиксированную жалобу им платят», – описал ситуацию заместитель главы свердловского облизбиркома Сергей Красноперов.
 
С учетом того, что в настоящее время наблюдателей на участках представляют только политические партии, представитель избиркома счел необходимым дать возможность общественным организациям представить своих независимых наблюдателей.
 
«Почему не создать институт независимых профессиональных наблюдателей? Облизбирком финансировал бы все это... Мы предполагаем финансирование двух наблюдателей (на каждый избирательный участок). Сколько у нас территориальных избирательных комиссий? 2,5 тысячи – то есть примерно 10 тысяч человек. Если по 1 тысяче на каждого – 10 миллионов рублей. Думаю, это небольшая для бюджета цифра», – на ходу менял расчеты заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Александр Бухгамер.
 
Однако в избиркоме идею финансирования независимых общественников на выборах отвергли, указав, что наблюдатели должны работать бесплатно. На данный момент основной задачей, по словам Сергея Красноперова, является изменение законодательства, сводящееся к возможности общественным организациям выдвигать своих наблюдателей на выборах – пока такое право предоставлено лишь политическим партиям. Как подчеркивает зампредседателя облизбиркома, подобные изменения в законодательство уже «внесены в половине регионов России». В Свердловской области провести их к сентябрьским выборам технически не представляется возможным. Поэтому пока наблюдателям от общественных организаций предлагается пройти подробный инструктаж о работе в избиркоме и самостоятельно найти себе партию либо кандидата для регистрации в качестве его представителя в ТИК. Необходимость создания общественного института независимых наблюдателей поддерживают и федеральные законодатели.
 
«После 2011 года Ассоциация юристов России занималась подготовкой независимых общественных наблюдателей, проводили обучение. Это были молодые юристы. Никому ни одной копейки не заплатили. К тому же для участников обучения это был огромный опыт. Законодательно можно и нужно оформлять право общественных организаций выдвигать наблюдателей и выдвигать к ним критерии отбора, например, чтобы был беспартийный, несудимый, и другие. В этом надо разбираться детально», – поделился мнением с «Правдой УрФО» депутат Госдумы, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников.
 
«Мы сейчас сталкиваемся со случаем в Новоуральске, который прозвучал в федеральных СМИ. Один журналист, а как выяснилось потом, кандидат в депутаты, запустил утку, что в ЗАТО количество избирателей не соответствует количеству жителей. Мы прозвучали на уровне ЦИК. В итоге нарушений не нашли, зато сейчас все знают этого кандидата. И сейчас приходят кандидаты, говорят «подадим на вас в суд». Причин указать не могут, но зато потом о них будут знать. 19 сентября мы получим вал такого недовольства... Мы смотрим на наблюдателей. Кто-то заранее с папочкой приходит, чтобы записывать все нарушения, кто-то честно говорит, что за каждую зафиксированную жалобу им платят», – описал ситуацию заместитель главы свердловского облизбиркома Сергей Красноперов.
 
С учетом того, что в настоящее время наблюдателей на участках представляют только политические партии, представитель избиркома счел необходимым дать возможность общественным организациям представить своих независимых наблюдателей.
 
«Почему не создать институт независимых профессиональных наблюдателей? Облизбирком финансировал бы все это... Мы предполагаем финансирование двух наблюдателей (на каждый избирательный участок). Сколько у нас территориальных избирательных комиссий? 2,5 тысячи – то есть примерно 10 тысяч человек. Если по 1 тысяче на каждого – 10 миллионов рублей. Думаю, это небольшая для бюджета цифра», – на ходу менял расчеты заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Александр Бухгамер.
 
Однако в избиркоме идею финансирования независимых общественников на выборах отвергли, указав, что наблюдатели должны работать бесплатно. На данный момент основной задачей, по словам Сергея Красноперова, является изменение законодательства, сводящееся к возможности общественным организациям выдвигать своих наблюдателей на выборах – пока такое право предоставлено лишь политическим партиям. Как подчеркивает зампредседателя облизбиркома, подобные изменения в законодательство уже «внесены в половине регионов России». В Свердловской области провести их к сентябрьским выборам технически не представляется возможным. Поэтому пока наблюдателям от общественных организаций предлагается пройти подробный инструктаж о работе в избиркоме и самостоятельно найти себе партию либо кандидата для регистрации в качестве его представителя в ТИК. Необходимость создания общественного института независимых наблюдателей поддерживают и федеральные законодатели.
 
«После 2011 года Ассоциация юристов России занималась подготовкой независимых общественных наблюдателей, проводили обучение. Это были молодые юристы. Никому ни одной копейки не заплатили. К тому же для участников обучения это был огромный опыт. Законодательно можно и нужно оформлять право общественных организаций выдвигать наблюдателей и выдвигать к ним критерии отбора, например, чтобы был беспартийный, несудимый, и другие. В этом надо разбираться детально», – поделился мнением с «Правдой УрФО» депутат Госдумы, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников.
Разделяют его точку зрения в части создания общественного института и отказа от оплаты труда наблюдателей на избирательных участках и региональные законодатели, указывая, что перед наблюдателями оппозиционных партий нередко поставлены задачи по объявлению итогов голосования нелегитимными.
 
«Не корректно получится: избиркому платят за организацию выборов деньги из бюджета, и наблюдателям тоже. Это может стать поводом для политических спекуляций. Желательно, чтобы независимые наблюдатели были беспартийными. Действия обычного наблюдателя сводятся к сбору протоколов с участка голосования и сравнению их с результатами, которые отправляют в ТИК и облизбирком. Как правило, о расхождениях в данных заявляют те, кто находится в оппозиционном фланге. Это используется, чтобы убедить общество в мысли «у нас украли победу». При этом представители партии или кандидата заявляют, что по данным ими же организованных соцопросов кандидат якобы набирал больший процент поддержки. Вторая часть работы наблюдателей от партий связана с фиксацией нарушений. Это делается для юридических служб, чтобы поставить под сомнение результаты выборов. Такие вещи широко используются оппозиционными партиями. Поэтому независимые наблюдатели на выборах очень нужны», – объясняет депутат Заксобрания Андрей Альшевских.
 
Кандидаты от оппозиционных партий с созданием общественного института независимых наблюдателей соглашаются, но избирательный процесс ожидаемо описывают иначе.
 
«На прошлых выборах 2/3 избирательных участков в своем округе я закрыл собственными неоплачиваемыми наблюдателями. По остальным привлекал оплачиваемых, и именно по этой доле участков результаты голосования оказались отрицательными – там было около 800 испорченных бюллетеней. Институт независимых наблюдателей создавать надо. Важно, чтобы на него не тратили бюджетные деньги, и он не стал инструментом «Единой России», – считает кандидат в Заксобрание от «Справедливой России» Антон Швалев. Впрочем, «единороссы» указывают на наличие собственного пула наблюдателей.
 
Политологи пока осторожно подходят к созданию института независимых наблюдателей, говоря о необходимости тщательной проработки методики отбора его членов.
 
«Нужно понять, возможно ли вернуться к системе 90-х годов, когда работали наблюдатели от общественных организаций. Некоторые общественные организации типа «Голоса», который занимался контролем на выборах, признаны иностранными агентами. Для представителей СМИ вводят ограничения допуска на избирательные участки – нужно, чтобы издание было зарегистрировано больше года, и журналист работал в нем не меньше 3 месяцев. За последние 20 лет законодательство менялось к каждым выборам, как правило, в сторону ужесточения. Сейчас важно понять, будет ли допуск наблюдателей открытым для всех общественников, или все продолжится в текущей логике событий – то есть создание института общественных наблюдателей – просто лозунг, или действия, связанные с корректировкой политического режима?» – рассуждает политолог Сергей Мошкин.
 
Его коллега, глава уральского отделения «Фонда развития гражданского общества» Анатолий Гагарин усматривает в создании института независимых наблюдателей общефедеральную тенденцию.
 
«В целом идея создания общественного института правильная, но нужно подробно обсудить механизм его формирования. В Москве такая структура есть. Вообще система с общественными наблюдателями более эффективна, чем с наблюдателями только от партий и кандидатов. Таких наблюдателей надо обучать, готовить, проводить повышение квалификации. Если они допускают нарушения – не привлекать их больше к работе на избирательных участках. Институт наблюдателей от партий должен сохраниться, но это только подчеркивает необходимость института общественных наблюдателей. Это повысит градус открытости, легитимности выборов и зрелости гражданского общества», – заключает Анатолий Гагарин.
 
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.