События и комментарии экспертов фонда

  |  08 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

Плач ярославских

На прошлой неделе только что назначенный врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов отправил правительство региона в отставку, оставив, однако, всех министров в статусе исполняющих обязанности. При этом он пообещал без сожаления расставаться с теми, кто не хочет или не может работать. «Лента.ру» вместе с экспертами выяснила, какая именно работа предстоит Миронову и его команде и чем это грозит области.
 
Область переходит в руки Миронова в непростом состоянии, считает председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин. По его мнению, привлечь в регион инвесторов бывшему губернатору помешал конфликт элит, который сформировался еще при Сергее Вахрукове, руководившем субъектом в 2007-2012 годах.
 
«Конфликт элит достался [бывшему губернатору Сергею] Ястребову в наследство, и, к сожалению, он не смог решить эту проблему, хотя и были хорошие возможности для этого», — рассказал «Ленте.ру» эксперт. Для бизнесменов, особенно зарубежных, важен хороший инвестиционный климат, а «раздрай элит» этому не способствовал.
 
Костин подчеркивает, что на ситуации в Ярославской области, как и в других регионах России, отразился экономический кризис: среднемесячные зарплаты населения снизились, продукты подорожали. Эту тенденцию не смог переломить и рост индекса промышленного производства, которого удалось добиться в регионе. Так что нельзя не учитывать кризис как один из сдерживающих факторов развития региона, говорит предправления ФоРГО.
 
Но все же, отмечает эксперт, за четыре года, в течение которых Ярославской областью руководил Ястребов, удалось в той или иной мере сгладить острые углы, и это позволяет новому главе региона предложить «консолидирующую программу» и «начать с чистого листа».
 
Силовик — это призвание
 
На новом посту Миронов будет применять опыт работы в силовых структурах — «следить, чтобы никто ничего не украл», а все воры получили по заслугам, говорит политолог Алексей Чадаев. Он предполагает, что социально-экономическими вопросами будет заниматься «напарник» с опытом решения подобных задач.
 
«Посмотрите, как получилось с [врио губернатора Калининградской области] Евгением Зиничевым: вроде поставили силовика, но тут же в пару дали премьера, примерно из той же обоймы, что [выходец из Минпромторга, назначенный губернатором Севастополя] Дмитрий Овсянников», — напоминает эксперт. В Калининградской области действительно появился новый председатель регионального правительства — Антон Алиханов, который до недавнего времени работал в Минюсте и Минпромторге.
 
«Я сильно подозреваю, что в случае с Мироновым будет так же: ему в пару отрядят человека из Минпромторга, например, на позицию главы администрации», — прогнозирует Чадаев.
 
«Силовой фактор» в назначении Миронова отмечает и политолог Сергей Марков. По его предположению, причиной прихода Миронова на пост врио губернатора Ярославской области могла стать скрытая угроза в регионе: «С моей точки зрения, назначение Миронова связано с тем, что в Ярославской области существуют сети "российского майдана", контролируемые во многом из-за рубежа, и первой его задачей является решение этой проблемы».
 
Даже бывший глава региона Ястребов «на прощание» заметил, что Миронову, как человеку «извне», скорее удастся «получить дополнительные ресурсы и поддержку», которых, возможно, не хватало ему в процессе руководства Ярославской областью.
 
Промахнулся с приоритетами
 
Уроженец Ярославской области, руководитель с 20-летним стажем, талантливый управленец — так в мае 2012 года характеризовал только что назначенного губернатора Ястребова тогдашний полпред президента в Центральном федеральном округе (ЦФО) Олег Говорун. Ястребов тогда пообещал «приложить все силы, чтобы улучшить качество жизни населения области», назвав приоритетными задачами создание рабочих мест, поддержание сферы ЖКХ, развитие транспортной инфраструктуры и привлечение инвестиций. Спустя четыре года стало очевидно, что Ястребов не смог правильно определить приоритеты, считает Чадаев.
 
«У него была сложная задача, в первую очередь — сложная интеллектуальная задача: нужно было увидеть место региона на новой экономической карте России и понять, в каком направлении двигаться», — считает политолог. Он указывает, что Ярославль — своеобразный узел, от положения дел в котором зависят и другие субъекты России — Вологодская, Костромская, Ивановская области. Это дает огромные возможности для развития региона и вместе с тем накладывает дополнительную ответственность на его власти.
 
Для сравнения: у Калужской области, которая традиционно возглавляет инвестиционные рейтинги страны, «стартовые условия были много хуже». «Ярославль очень мощно развивался, — вспоминает Чадаев. — При Анатолии Лисицыне (возглавлял Ярославскую область в 1991-2007 годах — прим. «Ленты.ру») было много живых производств, всероссийских брендов, связанных с Ярославлем, например, НПЗ им. Менделеева, Ярославский шинный завод, ОАО «Ярпиво» (сейчас — «Балтика-Ярославль» — прим. «Ленты.ру»).
 
Но один из старейших в стране нефтеперерабатывающих заводов России — НПЗ им. Менделеева — был остановлен осенью прошлого года, и до сих пор его судьба неизвестна: сроки возобновления работы предприятия не определены, задолженность перед его работниками оценена более чем в 30 миллионов рублей, сотни людей остались без работы. Ни инвестиций, ни рабочих мест. В то же время давние отношения с «Балтикой» губернатору удалось сохранить, как и с японской машиностроительной компанией «Комацу», пришедшей в регион в 2010 году. Развитие получили фармацевтические предприятия, немалая часть инвестиций пришлась на оборонно-промышленный комплекс.
 
Однако говорить о крупных инвестиционных вливаниях в регион не приходится. Ярославская область, получившая в прошлом году, по оценкам Ястребова, около 75 миллиардов рублей инвестиций, в Национальном рейтинге инвестиционного климата регионов заняла 28 место, поднявшись лишь на два пункта. А президент РФ Владимир Путин после публикации рейтинга грозил главам субъектов, которые не поддерживают развитие бизнеса, серьезными кадровыми решениями.
 
Никуда без дорог
 
Обещания поддержать ЖКХ тоже выполнялись слабо. Два года назад большая часть Ярославля осталась без горячей воды из-за долгов «Территориальной генерирующей компании №2» (ТГК-2) перед «Газпромом». Проблема не решена до сих пор: по последним данным поставщика газа, задолженность ТГК-2 оценивается более чем в 3 миллиарда рублей. Не сдвинулся с мертвой точки проект реконструкции аэропорта Туношна, который планировалось сделать межрегиональным транспортно-логистическим центром со свободной таможенной зоной.
 
Вдобавок ко всему губернатор признавался, что в Ярославской области нуждаются в ремонте более 10 тысяч километров дорог, при этом за четыре года было отремонтировано только чуть более 850 километров.
 
Чадаев считает, что бывший губернатор не смог решить большую часть проблем региона из-за того, что «закопался в сугубо политических проблемах». Достижению намеченных целей помешала, в частности, специфика ярославских городов: с одной стороны, советский промышленный Рыбинск, с другой — старые туристические города Золотого кольца, а «полтора человека, живущие там, умудряются отчаянно скандалить».
 
Есть где развернуться
 
Пока инвестиционные и хозяйственные успехи в области скромные, известности ей добавляют коррупционные истории. Привлекло внимание дело бывшего мэра Рыбинска, отставного руководителя НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина, который в итоге был приговорен к 8,5 годам колонии и штрафу в 140 миллионов рублей за незаконную продажу городу водоочистных сооружений предприятия и мошенничество с восстановлением в должности главы городского «Теплонерго».
 
В числе свидетелей, фигурировавших в деле Ласточкина, оказался бывший руководитель Ярославской области Сергей Вахруков, входивший в 2009-2011 годах в совет директоров «Сатурна». Будучи свидетелем стороны обвинения, он по сути поддержал Ласточкина, подтвердив, что на момент продажи положение «Сатурна» оставляло желать лучшего.
 
А вот в деле бывшего мэра Ярославля Евгения Урлашова свидетелем выступал тоже бывший губернатор Ястребов — они заняли высокие должности примерно в одно время.
 
 
Более того, если бы не «воля случая», они бы выступали соперниками на выборах мэра в 2012 году. Тогда Ястребов, восемь лет занимавший пост первого заместителя главы городской администрации, победил на мэрских праймериз «Единой России», однако тогдашний руководитель региона сделал ставку на другого кандидата — Якова Якушева, а победителя праймериз Ястребова назначил своим заместителем.
 
Ожидания Вахрукова не сбылись: Якушева обыграл независимый кандидат Евгений Урлашов, губернатор получил выговор от тогдашнего президента Дмитрия Медведева за провальные выборы и был освобожден от должности, а Ястребов занял его кресло.
 
На днях Урлашова приговорили к 12,5 годам колонии и 60 миллионам рублей штрафа за взятки. Суд вынес вердикт по делу ярославского мэра почти через неделю после кадровых перестановок, в результате которых среди прочих и Ястребов досрочно сложил полномочия.
 
* * *
 
Но если судьба Урлашова на ближайшее время уже определена, то дальнейший карьерный путь Ястребова пока не ясен. По словам нынешнего полпреда президента России в ЦФО Александра Беглова, бывший губернатор перейдет на работу в федеральные структуры. А жителям Ярославской области, уставшим от коррупционных скандалов и коммунальных сложностей, остается уповать на силовую биографию нового губернатора и его потенциального «напарника», который займется хозяйственной частью.
 
Екатерина Плужникова