Главы на отсечение
В июле появилось сразу несколько обращений с требованиями губернаторских отставок. Но чаще всего главы регионов лишаются постов по другим поводам. Пока предвыборная кампания в стране набирает обороты, «Лента.ру» изучила ситуацию и попыталась спрогнозировать, кому из губернаторов и за что может грозить увольнение.
В начале недели разгорелся скандал вокруг Instagram-аккаунта супруги красноярского губернатора Виктора Толоконского Натальи. В ответ на жалобы жителей на плохую экологию она предложила совет «как врач». «Когда в голове чистых мыслей станет больше, грязный воздух перестанет быть опасным!» — указала она на своей странице. Спустя примерно сутки, как отмечают местные СМИ, аккаунт стал недоступен.
Граждане, однако, успели возмутиться, тем более что в городе в те дни был объявлен режим неблагоприятных метеоусловий первой степени, при котором предприятиям рекомендуют полностью прекратить выбросы.
За сутки петицию с требованием отставки главы региона поддержали более 7,5 тысяч человек. «Губернатор Красноярского края Толоконский Виктор Александрович никак не проявляет интерес к проблемам населения! А его жена к тому же еще и глумится в социальных сетях над жителями края», — обращаются возмущенные граждане к президенту России.
Но одно неосторожное высказывание супруги чиновника едва ли тянет на отставку: омбудсмену Астахову таких глумливых реплик понадобился целый ворох. Недавно появилась аналогичная петиция по поводу главы Владимирской области Светланы Орловой, а жители Якутии вообще попросили вернуть им первого президента Михаила Николаева. Пока всерьез соответствующие кадровые решения не обсуждались.
Расплата за зарплаты
Гораздо чаще, чем за народные претензии, главы регионов лишались постов в связи с социально-экономическими и хозяйственными проблемами. Если же эти причины еще и дополняли друг друга, кадровых решений можно было ждать почти наверняка.
Последним в отставку — официально, по собственному желанию — отправился губернатор Тверской области Андрей Шевелев. Его президент освободил от должности в начале марта. За пару месяцев до этого, перед Новым годом, случилась коммунальная катастрофа — дома в регионе остались без отопления. А меньше чем за год до этого проблемы были на бюджетообразующем предприятии — Тверском вагоностроительном заводе — там планировали сократить 2000 работников, и те собрались митинговать.
В Фонде развития гражданского общества (ФоРГО), который составляет рейтинг эффективности губернаторов, среди социально-экономических факторов в последнее время выделяют задержку зарплат — именно из-за этого показатели некоторых губернаторов ощутимо просели. «Так, понижение в рейтинге позиций губернатора Челябинской области Бориса Дубровского продиктовано сложной ситуацией в промышленном секторе. Она нашла отражение в банкротстве из-за долгов Троицкого станкостроительного завода, проблемах с занятостью и серьезными задержками с выплатами зарплат на Челябинском радиозаводе “Полет” и пр.», — говорится в пояснительной записке фонда к очередному докладу.
Похожая ситуация с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко: на его рейтинге «отразилась ситуация с хронической невыплатой зарплаты сотрудникам ЗАО “Рыбокомбинат Островной”, приведшая к возбуждению уголовного дела в отношении директора предприятия, а также с невыплатой зарплаты строителям Сахалинской ГРЭС-2».
Аварийное увольнение
Незадолго до Шевелева покинул свой пост глава Забайкальского края Константин Ильковский. Поводом называли саботаж программы по переселению из аварийного жилья. По словам представителя Кремля Дмитрия Пескова, президент неделю сам «детально разбирался с ситуацией».
По той же фактически причине получил выговор от главы государства руководитель Карелии Александр Худилайнен. Причем произошло это по итогам выступления министра ЖКХ Михаила Меня на том самом совещании с президентом, после которого уволили Ильковского.
«Карелия — это в первую очередь, — говорит политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, отвечая на вопрос о регионах, которые могут лишиться своих руководителей. –– Худилайнен наломал дров и давно висит на ниточке».
К отставке могли бы подтолкнуть резонансные события на Сямозере в Карелии, отмечают другие эксперты. Но тут многое зависит от результатов уголовных дел, открытых в связи с гибелью детей.
Фактор Гайзера
Относительно новый способ лишиться поста, но весьма действенный, как показывает практика, — погореть на взятке. На слуху ожидающий своей участи в СИЗО глава Кировской области Никита Белых, да и главу Коми Вячеслава Гайзера с сахалинским губернатором Александром Хорошавиным все хорошо запомнили.
Неожиданности могут подстерегать губернаторов, если в дело вмешаются правоохранительные органы, считает председатель правления ФоРГО Константин Костин. «Конечно, президент может отказать в доверии, у него есть право негативного контроля. Обстоятельства для негативного контроля бывают самые разные, в том числе и данные правоохранительных органов. — замечает Костин. — Говорить за правоохранительные органы я не готов, но, если мы посмотрим на прошлогодние отставки, то это борьба с коррупцией: и Хорошавин, и Гайзер».
Новых фамилий политологи не называют, однако в последнем, июньском рейтинге эффективности губернаторов ФоРГО в отношении четырех высших должностных лиц был применен так называемый «фактор аффилированности» и понижен рейтинг. Это губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, а также Николай Меркушкин (Самарская область), Евгений Куйвашев (Свердловская область) и Виктор Басаргин (Пермский край). Во всех случаях существенное понижение позиций связано с уголовными делами в адрес региональных высокопоставленных чиновников — от министра до вице-губернатора. И здесь тоже, видимо, придется дождаться результатов расследований.
По просьбе Памфиловой
Благодаря борьбе за прозрачность выборов у глав регионов, похоже, появился еще один способ оказаться за бортом, не дожидаясь голосования по своей кандидатуре. Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Элла Памфилова пригрозила обращаться напрямую к президенту, если глав регионов заметят в злоупотреблении административным ресурсом по ходу предстоящих выборов.
В ЦИК уже составили список проблемных регионов. Это Самарская, Курская, Брянская, Ярославская, Рязанская области, Приморский, Алтайский край, республика Тыва, ряд республик Северного Кавказа. «У каждого свои особенности, где-то есть претензии непосредственно к нашим коллегам по работе комиссий, где-то основная претензия — к руководителям субъектов федерации, которые, к сожалению, продолжают использовать административный ресурс», — объясняла Элла Памфилова.
В зоне особого внимания ЦИК — Самарская область, там за период с 2011 по 2015 годы количество жалоб и обращений выросло на 67 процентов.
Но скорее всего, до отставок дело не дойдет как минимум до сентября, считают большинство экспертов. «Всех более-менее слабых губернаторов уже “почистили”, те, у кого были проблемы с силовиками, уже “отдыхают” в СИЗО, поэтому до выборов отставок не будет. А вот уже после них надо смотреть, какие проблемные регионы возникнут», — уверен президент «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Сергей Постников
Юлия Макарова