ГОЛОС РЕГИОНОВ: ГЛАВЫ И ГУБЕРНАТОРЫ О ЗАДАЧАХ НОВОГО СОЗЫВА ГОСДУМЫ
18 сентября 2016 года в России пройдет единый день голосования. В 39 субъектах состоятся выборах депутатов региональных законодательных собраний. В семи субъектах - прямые выборы губернаторов и глав республик. В двух регионах главы будут избраны региональными парламентами. ТАСС побеседовал с губернаторами и главами регионов о работе с избирателями и проблемах регионов, которые должны решить депутаты нового созыва Госдумы.
Подробности - в материале ТАСС.
Борис Александрович, чему лично вас научила работа с избирателями?
Борис Дубровский
Я бы воспользовался другим глаголом: не научила, а закрепила в моем личном понимании принцип ответственности перед людьми, стремление постоянно думать и действовать на несколько шагов вперед. До назначения на пост временно исполняющего обязанности губернатора Челябинской области я несколько лет возглавлял Магнитогорский металлургический комбинат. В зоне моей личной ответственности находилось 55 тысяч человек. Руководство крупным коллективом приучает ответственно и взвешенно подходить к решению любых вопросов. Этот опыт пригодился мне в период кампании по выборам главы региона и очень помогает сейчас, спустя год и девять месяцев после победы.
ТАСС
Насколько важно участие в самом выборном процессе для главы региона, была ли реальная конкуренция в ходе ваших выборов?
Борис Дубровский
Челябинская область традиционно отличается политической многополярностью, высокой степенью активности политических партий, повышенным интересом избирателей к выборным процессам. Любая конкуренция и борьба закаляет, поэтому считаю правильным избирать глав регионов прямым голосованием. У меня были достойные соперники, представлявшие в основном оппозиционные парламентские партии, со своими программами и довольно сильными командами. Тепличных условий ни для кого не создавалось, шла честная конкурентная борьба.
ТАСС
Какие вопросы и проблемы, по вашему мнению, в первую очередь должны решить депутаты нового созыва Госдумы, которых мы будем выбирать осенью?
Борис Дубровский
Впереди Год экологии в России, и я считаю это направление приоритетным для законодателей. Мы формируем свой пакет предложений и будем продвигать его через Госсовет и Правительство России, через представителей Челябинской области в Госдуме и Совете Федерации. Еще одно важное направление, это, безусловно, подъем экономики, создание дополнительных условий для привлечения инвестиций в регионы, в том числе расширение возможностей по созданию особых экономических зон. В новой Госдуме должно быть меньше эпатажных заявлений и личного пиара отдельных депутатов, и больше здравых, полезных инициатив, направленных на укрепление экономической мощи страны и повышение качества жизни людей.
Борис Дубровский - губернатор Челябинской области. В рейтинге эффективности глав российских регионов, составленном Фондом развития гражданского общества и опубликованном в июне 2016 г., вошел в первую группу руководителей субъектов РФ (так называемый "очень высокий рейтинг"). Занял 24-е место, получив 77 баллов.
ТАСС
Какие вопросы/проблемы в первую очередь должны решить депутаты нового созыва Госдумы, которых мы будем выбирать осенью?
Рустэм Хамитов
Если хорошо продвинуть решение двух вопросов,- здравоохранение и обеспечение жильем очередников, то депутаты могли бы сказать, что избирались совсем не зря. Оба вопроса хоть и денежные, но не финансы главное, а создание правового поля, позволяющего уверенно действовать региональной власти в означенных областях без постоянной оглядки на федеральный центр.
Рустэм Хамитов - глава Республики Башкортостан. В рейтинге эффективности глав российских регионов, составленном Фондом развития гражданского общества и опубликованном в июне 2016 г., вошел в первую группу руководителей субъектов РФ (так называемый "очень высокий рейтинг"). Занял 14-е место, получив 85 баллов.
ТАСС
Чему вас научила работа с избирателями?
Вячеслав Наговицын
Я дважды участвовал в общенародных выборах в качества лидера регионального списка партии «Единая России», и оба раза «Единая Россия» выиграла с большим отрывом. Поэтому есть большой опыт работы с избирателями, и, замечу, создана система, при которой ни один наказ избирателя не остается без внимания. Такая работа не прекращается ни на один день, и не только в предвыборное время. Потому что, кроме личных приемов в Улан-Удэ и в районах во время поездок по республике, регулярно провожу встречи с жителями, простыми людьми, сотрудниками предприятий, бюджетниками, промышленниками и предпринимателями. Я фиксирую все предложения – а фактически это наказы. Люди делятся житейскими проблемами, сложностями на рабочем месте – об этом узнаю напрямую. По итогам на еженедельных планерных совещаниях я даю распоряжения министерствам и ведомствам, и слежу за их выполнением. Периодически собираю чиновников и проверяю, что сделано, что нет, и какие меры нужно принять.
ТАСС
Что самое главное в работе с избирателями в ходе выборной кампании, почему она важна?
Вячеслав Наговицын
Конечно, это один из самых важных моментов – обратная связь с жителями Бурятии, с потенциальными избирателями: исходя из нее корректируется курс развития. А главное в этой работе – быть честным по отношению к людям. Не давать невыполнимых обещаний. Конечно, все ждут решения проблем, и не всегда их возможно решить сразу. Хотя некоторые мы «закрываем» на месте, особенно если они касаются уровня муниципалитета. Но практически всегда можно и нужно найти какой-то обходной маневр, хотя бы снизить остроту проблемы, назвать срок, когда мы сможем решить вопрос окончательно или предложить другой вариант.
ТАСС
Какие вопросы, проблемы в первую очередь должны решить депутаты нового созыва Госдумы, которых мы будем выбирать осенью?
Вячеслав Наговицын
Считаю, что парламентарии нового созыва должны больше внимания уделять территориям, добиваться равномерности их развития. Ведь ряд регионов страны более развит изначально - исторически сложилось, что среди лидеров - те, где добывается нефть и газ, которые ближе к центру, где с советских времен более развита инфраструктура, в том числе транспортная, которые газифицированы. А есть регионы, где развиваться тяжелее. Например, Бурятия, как регион, экономика которого несет нагрузку по охране озера Байкал, все же не всегда замечен. Преференции, которые распространяются на Дальний Восток, нужно расширить на Бурятию и Забайкалье, в том числе механизмы ТОРов. Депутаты должны внимательно изучить вопрос участия регионов в госпрограммах, которые реализуются на условиях софинансирования с регионами, и установить для республики минимальный уровень софинансирования.
Вячеслав Наговицын - глава Республики Бурятия. В рейтинге эффективности глав российских регионов, составленном Фондом развития гражданского общества и опубликованном в июне 2016 г., вошел в третью группу руководителей субъектов РФ (так называемый "средний рейтинг"). Делит 60-62 места с главами Вологодской и Смоленской областей Олегом Кувшинниковым и Алексеем Островским, с которыми набрал одинаковое количество баллов - 54.
ТАСС
Прошло больше трех лет, как вы возглавили Дагестан. За эти три года вас, как человека опытного, что удивило, что поразило и что разочаровало?
Рамазан Абдулатипов
Иногда, конечно, наступают такие моменты, когда думаешь, а зачем тебе это надо? Тебе уже достаточно лет, ты заработал на старость и с голоду не умрешь. И сам же отвечаю на этот вопрос. У нас в горах говорят: “Сел на ишака - один позор, слез посредине дороги - два позора”. Нужно довести начатое до конца. Я хочу сделать республику процветающим, богатым регионом - как она того заслуживает. Я благодарен за то, что мне президент страны, Бог, судьба дали возможность поработать в родном регионе. Ведь одно дело издалека критиковать действия других, другое - когда ты сам должен навести порядок. А удивил меня развал экономики, который я увидел в республике, и уровень коррупции. Вот, к примеру, я три года занимаюсь госимуществом, землями, и вдруг обнаруживаю, что меня дезинформировали в течение всего этого периода люди, которым было это поручено контролировать. Я ликвидировал тут же целое министерство (Министерство по управлению госимуществом Дагестана – прим. ТАСС), потому что дальше так работать бесполезно. Мы сейчас занимаемся выстраиванием эффективной системы управления, которая предполагает ответственность каждого уровня власти.
ТАСС
– 18 сентября - единый день голосования. Какие проблемы предстоит решать новому составу Народного собрания республики?
Рамазан Абдулатипов
Самая главная задача – принятие пакета законов, которые касаются проведения земельной реформы. Вторая задача – уточнение и приведение в порядок вопросов имущественных отношений. Третье – необходимо усилить местное законодательство с адаптацией местных условий по целому ряду вопросов. Есть еще другие задачи, которые касаются воспитания, учебы, борьбы с экстремизмом и терроризмом.
8 сентября 2013 г. парламент Дагестана по представлению президента России Владимира Путина избрал Рамазана Абдулатипова президентом республики. В этот же день он принес присягу и официально вступил в должность. С 1 января 2014 г. - глава республики.
В рейтинге эффективности глав российских регионов, составленном Фондом развития гражданского общества и опубликованном в июне 2016 г., вошел в первую группу руководителей субъектов РФ (так называемый "очень высокий рейтинг"). Делит 18-19 места с главой Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, с которым набрал одинаковое количество баллов - 82.
ТАСС
Совпали ли ваши ожидания от губернаторского поста с реалиями? Почему было принято решение избираться на этот пост?
Николай Цуканов
Это, правда, тяжелая работа... Я никогда, ни при каких обстоятельствах, не согласился бы быть губернатором другого региона. Когда ты живешь и работаешь, и будешь жить дальше на своей Родине, когда ты знаешь каждый уголок, большинство людей, которые принимают решения, работают, создают что-то, друзей, недругов - гораздо понятней, для чего ты это делаешь. Заканчиваются сроки – работа губернатором не вечна, а жизнь продолжается – и нам ходить по этим улицам, либо освещенным и красивым, либо убогим и разбитым. Наши дети будут учиться в этих школах: хороших, качественных, либо примитивных, которые не дают ничего. Вот это и есть самая главная мотивация – изменить жизнь своих родных, знакомых и миллиона калининградцев к лучшему с точки зрения будущего. Другой мотивации я вообще не представляю.
Николай Цуканов - губернатор, председатель правительства Калининградской области. Он первый глава областного правительства, избранный прямым голосованием за 15 лет на выборах, которые прошли 13 сентября 2015 года. Его поддержали 70,41% пришедших на избирательные участки.
В рейтинге эффективности глав российских регионов, составленном Фондом развития гражданского общества и опубликованном в июне 2016 г., вошел в третью группу руководителей субъектов РФ (так называемый "средний рейтинг"). Делит 76-79 места с главами Удмуртской Республики, Иркутской и Астраханской областей Александром Соловьевым, Сергеем Левченко и Александром Жилкиным, с которыми набрал одинаковое количество баллов - 47.
ТАСС
Совпали ли ваши ожидания от губернаторского поста с реалиями?
Владимир Городецкий
Во-первых, все тогда происходило достаточно быстро, поэтому в моей голове какие-то ожидания сформироваться и не успели. Назначение было достаточно неожиданным, и пришлось сразу же окунуться в решение всех тех вопросов, которые предусматривает должность губернатора. Фантазировать было некогда. К тому же, мой опыт работы в мэрии Новосибирска, та степень взаимодействия с главами области, которая сложилась при обсуждении и реализации многих программ на территории Новосибирска, позволили мне сформировать адекватное понимание работы губернатора. Другое дело, что серьезно изменилась экономическая ситуация в стране. С самого начала приходится работать антикризисным менеджером. Это накладывает свои отпечатки, держит в большем напряжении.
ТАСС
Чему вас научила работа с избирателями? Что самое главное в работе с избирателями в ходе выборной компании, почему она важна?
Владимир Городецкий
Главная вещь, которую я для себя вынес, – что нельзя относиться к избирателям как к абстрактному электорату. Есть большой соблазн пойти за политтехнологами, которые придумывают воображаемого «среднего избирателя», или поверить в красивую иллюзию, что, например, у всех жителей села есть какой-то единый общий интерес. Нет, мы должны понимать, что люди разные, и очень часто даже потребности соседей по дому могут не совпадать. И каждый кандидат, мэр или губернатор, должен искать баланс между интересами совершенно разных людей, не оставлять без внимания проблемы каждого. Это непростая задача, она требует больших усилий, но, если не стремиться ее выполнить, не стоит и браться за эту работу. Обязательно нужно встречаться с людьми. Я понимаю, что руководители на местах зачастую стараются приукрасить ситуацию, подать вопросы под своим углом. Чтобы получить полную картину, следует вникать в детали и обязательно разговаривать с простыми людьми, пытаться взглянуть на ситуацию с их перспективы. Ведь в конечном итоге люди во власти – это наемные работники, которые призваны делать жизнь граждан лучше.
ТАСС
Насколько важно участие в самом выборном процессе для главы региона?
Владимир Городецкий
Если говорить о выборах губернатора, то личное участие кандидата в кампании обязательно. Это необходимая составляющая успешной кампании. Для кандидата, который впервые избирается, это не просто знакомство с избирателями, с территорией. Активное участие позволяет глубже вникнуть в проблемы людей, территорий и отраслей, оценить задачи, которые предстоит решать после избрания, вместе с гражданами обсудить пути развития. Это невозможно сделать только сидя в кабинете. Для действующего губернатора участие в новой кампании важно с точки зрения понимания оценки людьми его деятельности. Все ли правильно он делает. Довольны ли граждане его работой. Что нужно поправить. Выслушать предложения, новые идеи.
ТАСС
Какие вопросы/проблемы в первую очередь должны решить депутаты нового созыва Госдумы, которых мы будем выбирать осенью?
Владимир Городецкий
Именно сейчас, на старте компании, я бы хотел призвать всех кандидатов не заигрываться в популизм, а давать реалистичные обещания, которые они в силах выполнить за срок депутатских полномочий, потому что за свои слова придется отвечать. На избранных депутатов ляжет серьезная моральная ответственность как перед партиями, которые они представляют, так и перед жителями Новосибирской области. Наша главная цель на ближайшие годы – это развитие экономического потенциала региона, поиск новых точек роста, и, как следствие, рост возможностей бюджета и благосостояния граждан. Сегодня мы сосредоточены на реализации программы реиндустриализации экономики Новосибирской области, недавно представленной Дмитрию Анатольевичу Медведеву и получившую высокую оценку. Есть и другие проекты, в том числе, транспортные. Это Центральный мост, завершение Восточного обхода, строительство Юго-Западного транзита, развитие скоростного рельсового транспорта, метро. Но наши потребности не ограничиваются дорожным строительством. Регион нуждается и в развитии социальной инфраструктуры – нам необходимы новые школы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, спортивные сооружения.
Владимир Городецкий - губернатор Новосибирской области. В рейтинге эффективности глав российских регионов, составленном Фондом развития гражданского общества и опубликованном в июне 2016 г., вошел в третью группу руководителей субъектов РФ (так называемый "средний рейтинг"). Делит 65-69 места с главами Кабардино-Балкарской Республики, Рязанской, Курской и Архангельской областей Юрием Коковым, Олегом Ковалевым, Александром Михайловым и Игорем Орловым, с которыми набрал одинаковое количество баллов - 52.
ТАСС
Действительно ли личные встречи с населением – залог успеха в предвыборной компании?
Александр Жилкин
Встречи с населением – один из основных механизмов, которые я использую в своей работе. Какой бы пиар ты не делал, если ты лично не общаешься с населением, то эффективность работы будет ниже, доверие населения – тоже. И в рамках предвыборной кампании, кандидаты должны обещать только то, что смогут реально выполнить. Я, например, никогда не буду обещать, если понимаю, что это невозможно сделать, а пообещать надо только ради выборов. Ведь я в области каждый день нахожусь, в коллективе, на полях, в населенных пунктах. Мне ведь могут сказать: "Обещал, ничего не сделал и опять приехал".
Александр Жилкин - губернатор Астраханской области. В рейтинге эффективности глав российских регионов, составленном Фондом развития гражданского общества и опубликованном в июне 2016 г., вошел в третью группу руководителей субъектов РФ (так называемый "средний рейтинг"). Делит 76-79 места с главами Удмуртской Республики, Иркутской и Калининградской областей Александром Соловьевым, Сергеем Левченко и Николаем Цукановым, с которыми набрал одинаковое количество баллов - 47.