События и комментарии экспертов фонда

  |  26 октября, 2012   |   Читать на сайте издания

Долгая осень оппозиции

Результаты выборов в Координационный совет оппозиции (КСО) поставили вопрос о дальнейшей судьбе уличного протестного движения в России. Эксперты не видят потенциала для возможного объединения несистемного протеста, равно как и перспектив его легализации в рамках партийного строительства.

Победа либерально-тусовочной части (как тут же окрестили их эксперты) несистемной оппозиции во главе с блогером Алексеем Навальным на выборах в КСО скорей разъединила, чем сплотила протестное движение. Изначально совет задумывался как представительный орган из 45 человек, где в одной компании должны были работать рука об руку либералы, националисты, левые и анархисты. Столь амбициозная и противоречивая задумка изначально не могла быть реализована. Ряд видных представителей протестного движения, в частности, Илья Пономарев, уже поспешили констатировать смерть самой идеи о возможности существования объединенной оппозиции.

В объединительном потенциале протестного движения сомневаются и эксперты. «Выборы в КСО стали серьезной игрой на понижение протестного движения, сейчас оно представляет собой то же самое, что до декабря 2011 года, только в более расширенном формате – часть лидеров получила "звездочки", но ценой утраты потенциала консолидации», – отметил в беседе с «Экспертом Online» президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Новый орган оппозиции эксперт называет «примером неудачной бюрократизации». «КСО не стал тем представительным органом, каким задумывался, у него нет однозначных лидеров – все это в будущем только оттолкнет потенциальных сторонников», – полагает Ремизов.

С тем, что выборы КСО принесли для оппозиции прямо противоположный ожидаемому эффект, согласен и глава Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский. «Новая сборка коалиции уличного протеста вряд ли возможна, в ближайшее же время крайне показательной будет структуризация левых сил и ситуация вокруг запланированного "Русского марша", а также того, примет ли в этом мероприятии участие Навальный. А если он туда и придет, как его там встретят? Не факт, что добрыми словами», – рассуждает политолог в беседе с «Экспертом Online».

В то же время эксперты полагают, что размежевание несистемной оппозиции – это естественный процесс, без которого не обойтись. «Им сейчас просто необходимо размежеваться, чтобы стать сильнее и получить на базе различных идеологических платформ возможность участия в партстроительстве, а затем и создания коалиций», – говорит Ремизов. Однако следом сам же признает, что уличные оппозиционеры уже наделали ошибок, поставив «телегу впереди лошади». «Они не создали дееспособных полюсов и сил, но зато стали созывать подобие коллегиального органа – это ослабляет протестное движение, которое теперь само себя замыкает в гетто», – полагает эксперт.

Казалось бы, торжество либеральной части в КСО должно было поставить вопрос о его преобразовании в партию. Однако эксперты считают, что в этом сейчас не заинтересованы прежде всего сами оппозиционеры. «В том же КСО уже сейчас выделяются различные фракции – Навального, Собчак, Немцова–Каспарова или деятелей культуры и т.д.», – отмечает Бадовский. По его словам, это уже создает поле для возможных противоречий и обострения отношений. «Теоретически проект партии Навального "Народный альянс" существует и, возможно, будет развиваться, но на самом деле все представители несистемной оппозиции прекрасно понимают, что единственная ближайшая избирательная кампания состоится только в 2014 году. Поэтому форсировать сейчас создание партии, принять участие в выборах и проиграть – это означает поставить крест на своих политических амбициях», – замечает эксперт.

По мнению Ремизова, в создании партии не заинтересован и сам Алексей Навальный. «Он очень долго дистанцировался от старых либералов и пытался подчеркнуть, что он лидер другой формации. Вероятно, Навальный опасается, что в случае создания партии он перестанет быть консенсусным лидером и просто растворится в этой старой либеральной среде, став заложником свиты и отрезав себе путь к широким массам», – полагает Ремизов.

В возможности появления на либеральном фланге новой перспективной партии, ближайшим конкурентом которой мог бы оказаться Михаил Прохоров с его «Гражданской платформой» и уже действующие партии, не верит и председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов. «Всем хочется конституироваться, – заметил политолог в беседе с "Экспертом Online", – но партия – это машина, а люди – механизмы, у КСО же кроме призывов ничего нет. У них нет внятной повестки, кроме того, что все кругом плохо. Да и из кого делать партию, когда на выборах в КСО проголосовало чуть более 80 тыс. человек?»

На происходящее в стране вновь созданный координационный совет успел пока отреагировать лишь заявлением к властям о недопустимости арестов представителей несистемной оппозиции и возражениями в адрес грядущей пенсионной реформы. «Но этого мало, чтобы вербализировать запросы рассерженных горожан», – говорит Давыдов. Эксперты сходятся во мнении, что несистемная оппозиция «вползла в долгую осень», из которой ей не выбраться без конкретной повестки развития страны и новых политических героев.

В этой ситуации власть и легальные партии, до сих пор воспринимавшие улицу как опасного конкурента, могут пока спать спокойно. «Даже если раздробление и ослабление протестного движения стало делом рук Кремля, "инспирацией власти" – это блестящая, технологическая операция!» – говорит Давыдов. Однако, по мнению Ремизова, несистемщики «сами замкнулись в своем уютном кругу». «Так комфортнее, чем идти по холоду в неуютные регионы и искать своего избирателя», – резюмировал эксперт.