СМИ о фонде

  |  22 ноября, 2013   |   Читать на сайте издания

«Вечером они все равно приходят домой и садятся к нашему большому ящику»

Вице-губернаторы, курирующие информационную политику, привезли в регионы новые вводные: нужно снова работать с телевидением и не заигрываться с Интернетом. Это итоги политической учебы, которую на прошлой неделе устраивало для чиновников управление внутренней политики администрации президента. Тренд на раскрутку интернет-героев снят, страхи власти конца 2011 года — забыты. В стране правит стабильность, свыше 80% граждан смотрит телевизор, а Интернет с его соцсетями должен стать контролируемым гетто. Новые вводные, которые уже начинают применять на практике, — в материале «URA.Ru».

Пик обострения интереса власти к Интернету пришелся на 2011 — 2012 годы, когда после митингов на Болотной площади, в администрации президента поняли, что целый сегмент общества оказался вне зоны их видимости и влияния. Тогда серьезные ресурсы были брошены в АП на то, чтобы наладить связь между сетевой аудиторией и представителями госструктур, формировался пул блогеров, через год в пику телеканалу «Дождь» появилось интернет-ТВ «Контр-ТВ», которое, впрочем, вскоре закрылось. Именно тогда в администрации президента появилась новая система «Призма», которая позволяет отслеживать дискуссии в социальных сетях и блогах, при этом анализируя тональность высказываний на той или иной интернет-площадке, в режиме реального времени.

Как рассказывает «URA.Ru» депутат от «Единой России», по итогам наблюдения за блогами в Кремле очень строго спрашивали не только с федеральных чиновников, но и с региональных. «С интернет-аудиторией носились как с писаной торбой, пытаясь ее интегрировать в кремлевскую повестку, больше всего чиновники боялись попасть в топовые сюжеты с негативными упоминаниями», — с возмущением вспоминает о ситуации двухгодичной давности один из региональных политиков.

Накануне большого электорального цикла свердловский губернатор Александр Мишарин завел привычку встречаться с блогерами, но ни защиты от негатива, ни поддержки населения это ему не дало

Привычка губернаторов копировать федеральную повестку на своем уровне привела к массовому появлению интернет-ТВ в субъектах, при этом почти каждое аналоговое ТВ в верстку своих программ включало обзор блогов, в качестве ведущих приглашались топовые блогеры, обсуждались интернет-скандалы. Но два мира так и не пересеклись: рейтинги у этих передач оказались крайне низкими, да и популярные в Сети блогеры ничем не смогли заинтересовать ТВ-аудиторию.

За это время серьезно изменилось отношение и к самим телевизионщикам, к ним приклеили ярлыки как к обслуживающему персоналу, а интернетчики заняли нишу прогрессивной элиты. Более того, еще год назад в СМИ регулярно вбрасывалась информация о том, что бюджеты федеральных каналов будут значительно сокращены, при этом часть ресурсов будет переведена на создание новых интернет-площадок.

«Но в какой-то момент во власти поняли, что для решения конкретных задач сегодняшнего дня ТВ остается главным инструментом, покрывая до 80% аудитории в стране. Ситуация, конечно, будет меняться, но упускать сейчас больше половины аудитории, которая ходит на выборы, в погоне за модой было бы стратегической ошибкой. Есть прокремлевские фонды: „Фонд гражданского общества“ Константина Костина, есть фонд Кристины Потупчик, через которые будет продолжаться работа и с блогерами, и с интернет-площадками. Но „ящик“ нужно возвращать в фавориты у чиновников на всех уровнях: граждане по-прежнему получают основные новости из него. Три федеральных канала тратят на создание контента примерно 1,5–2 млрд рублей в год, все мощности по производству информации находятся в руках ТВ», — поясняет один из близких к АП тележурналистов. 

«Но и окончательно попрощаться с Интернетом нельзя. „В контакте“ зарегистрировано 40 млн человек, не замечать их — глупо», — говорит знакомый чиновник

Директор ВЦИОМ Валерий Федоров также считает, что из-за роста значения Интернета не надо бросать телевидение: «Точно так же в свое время рост значения ТВ не давал основания бросать газеты и не использовать их как орудие в предвыборной борьбе. Поэтому я думаю, что это детские болезни. Когда появляется новый инструмент, всегда происходит переоценка его эффективности. Когда только появилось кино, были прогнозы, что театр умирает. Прошло уже 100 лет — театр живет и здравствует, а кино параллельно существует. То же самое будет с Интернетом», — уверен политолог.

По его данным, сейчас все еще меньше 50% населения активно пользуются Интернетом. А в категории «60+», которая активнее всего голосует, проникновение Интернета на уровне 5%. «То есть как с этими людьми коммуницировать через Интернет? Никак», — комментирует ситуацию Валерий Федоров.

Интересно, что в начале ноября эксперты ФоРГО, возглавляемого экс-руководителем кремлевского управления внутренней политики Константином Костиным, проанализировали, какое будущее ждет телевидение, радио и печатные СМИ к 2020 году. И выяснилось, что прогнозы по ТВ-сегменту авторы доклада обозначали вполне стабильными: из-за перехода на цифровое вещание и за счет роста абонентской базы кабельных и спутниковых операторов телеаудитория сохранится почти в том же объеме.

Получается, что в ближайшие семь лет, с захватом выборов президента в 2018 году, жители России как смотрели телевидение, так и будут смотреть. «Если говорить не о тенденциях, а о настоящем моменте, например, о 20 ноября 2013 года, то было бы большой стратегической ошибкой считать, что телевидение проигрывает по влиянию на умы людей, — утверждает председатель совета директоров Центра политического консультирования „Никколо М“ Игорь Минтусов. — Телевидение доминирует по влиянию на умы среди 50-60% взрослого населения страны, а Интернет по влиянию на умы среди 20% взрослого населения страны».

Митинг на Болотной открыл власти глаза на проблему 2011 года: недооцененность Интернета. Но теперь Болотной нет

Первый заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин считает, что телевидение сохраняет свое влияние даже на тех молодых людей, которые позиционируют себя современными активными пользователями Интернета: «Вечером они все равно приходят домой и садятся к нашему большому ящику. Поэтому списывать со счетов ТВ рано», — утверждает депутат.

По информации «URA.Ru», во время семинар-совещания в Москве вице-губернаторам также поручили пересмотреть формирование информационной политики на местных телеканалах — не совмещать ее с интернет-повесткой. И в рамках проведения политических кампаний в медиапланировании также больший упор делать на телевизионные СМИ.

Известный блогер Максим Кононенко напоминает, что блогеры начали появляться на ТВ с середины 2000-х годов: «Но телевизионной аудитории все равно, кто все эти люди, они их не знают. Им Максим Галкин важнее. Точно так же, как интернет-аудитории не интересен Максим Галкин. Поэтому разные миры нет смысла перемешивать: это довольно искусственно. Иногда эти миры пересекаются на уровне зрителей шоу „Голос“, поклонников КВН и Comedy Club. Но если мы говорим про блогосферу и ее лидеров, то нет», — считает Максим Кононенко. В то же время он понимает интерес власти к Интернету: «Это логично: на ТВ-то все в порядке, там легко все контролировать. Там есть три-четыре начальника, с которыми можно договориться. А в Интернете начальников нет. Там нужно действовать тоньше и сложнее», — объясняет он.

 

Айсель Герейханова © «URA.Ru»