События и комментарии экспертов фонда

  |  21 ноября, 2013   |   Читать на сайте издания

Радио ГОЛОС РОССИИ - Игра по новым правилам: СМИ будут платить своей аудитории?

Как появляются и распространяются новости, можно ли считать блоги средствами массовой информации и как изменятся взаимоотношения СМИ и аудитории, "Голосу России" рассказал эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян
Гость программы - Станислав Апетьян, эксперт Фонда развития гражданского общества.
 
Ведущий - Максим Григорьев, член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии.
 
Совместный проект радиостанции "Голос России" и Фонда исследования проблем демократии
 
Григорьев: У нас в гостях эксперт Фонда развития гражданского общества, известный специалист в области новых медиа, Интернета Станислав Апетьян.
 
Апетьян: Добрый день!
 
Григорьев: Насколько я знаю, недавно под вашим руководством был подготовлен новый доклад. Вы изучаете, что происходит с традиционными средствами массовой информации, с интернет-СМИ, в какой степени одни переходят в другие, что будет к 2020 году. Расскажите, что сейчас представляют собой современные средства массовой информации?
 
Апетьян: В докладе мы попробовали спрогнозировать, как изменятся привычные для нас СМИ - телевидение, радио и пресса - к 2020 году.
 
Григорьев: Какие СМИ относят к традиционным? Как они меняются? Я знаю, что уменьшаются тиражи, многие переходят в Интернет.
 
Апетьян: Привычная классификация относит телевидение, прессу, радио к традиционным средствам массовой информации, а все, что связано с Интернетом, то есть интернет-СМИ, интернет-телевидение, к новым.
 
Но сейчас мы наблюдаем процесс "скрещивания" традиционных СМИ с новыми медиа. Именно этому процессу и посвящен наш доклад. Мы смотрим, как, например, пресса теряет тиражи, постепенно утрачивает бумажный формат, как она постепенно переходит в Интернет, как это влияет в том числе и на экономику печатных СМИ.
 
Григорьев: А число читателей изменяется?
 
Апетьян: Оно примерно стабильно.
 
Григорьев: То есть те СМИ, которые хорошо работают, сохраняют своих читателей, просто часть из них читают через Интернет?
 
Апетьян: Абсолютно верно, если мы говорим о лидерах рынка, причем как в деловом сегменте, так и в сегменте массовых изданий. Они в целом сохраняют свою аудиторию. Да, падает тираж бумажных изданий, однако неуклонно растет посещаемость сайтов.
Есть пример газеты "Ведомости", которая сделала систему интернет-подписки на свою электронную версию, то есть издание пытается традиционную подписку на печатную газету перенести в Интернет. Понятно, что все происходит не очень быстро, но есть успехи: у них сейчас порядка 14 тысяч онлайн-подписчиков.
 
Григорьев: А есть какая-то специфика в западных СМИ? Они раньше начали выходить в Интернет, что с ними происходит сейчас?
 
Апетьян: Примерно то же самое. Другое дело, что они опережают нас примерно на четыре года. Это немного, это очень удобный срок для прогнозирования. То есть мы можем понять, что будет с нашим рынком медиа.
Большая часть данных из нашего доклада относится к США и странам Западной Европы, только треть - к России. Мы подробнейшим образом анализируем, какая трансформация уже прошла в Соединенных Штатах. Там уже почти все популярные газеты перешли в Интернет. Часть из них сохранила печатную версию, а часть - нет.
Например, известный на весь мир журнал News вообще отказался от бумажной версии. Сейчас рассматривает возможность отказа от бумажной версии газета The Guardian, одна из крупнейших и авторитетнейших в Великобритании.
Процесс этот на Западе идет уже лет пять. У нас он начался примерно года два-три назад. Вот яркий пример: газета "Газета", которая сперва стала онлайн-информатором, потом вообще закрылась. Это - яркое свидетельство того, что издания второго и третьего эшелонов, которые не занимают лидирующих позиций на рынке, в новой информационной реальности будут постепенно отмирать, потому что они совершенно не могут конкурировать с интернет-СМИ, которые зарабатывают на рекламе и бесплатны для аудитории.
При этом есть и другая тенденция: если мы берем массовые издания, например, в России это "Комсомольская правда", мы прогнозируем, что они будут переходить на бесплатный формат распространения.
 
Григорьев: Что это означает?
 
Апетьян: Они будут становиться бесплатными.
 
Григорьев: Печатать бесплатные газеты?
 
Апетьян: Да. Они, скорее всего, перестанут быть ежедневными, будут переходить либо на два, либо даже на один выпуск в неделю.
 
Григорьев: И будут получать прибыль за счет рекламы?
 
Апетьян: За счет рекламы - раз. Во-вторых, все большее значение приобретает размещение спонсируемого контента. Что это такое? Я говорю про "джинсу" - это размещение заказных материалов под видом редакционных.
 
Григорьев: Приличные средства массовой информации, когда это делают, все-таки пишут, что это заказные материалы.
Апетьян: Да.
 
Григорьев: Вы считаете, что особенные рамочки, пометки "На правах рекламы" постепенно уйдут?
Апетьян: Нет, я как раз надеюсь, что все начнут делать пометки, писать "На правах рекламы". Сейчас, к сожалению, это делают не все. Я надеюсь, что в дальнейшем это станет общепринятым цивилизованным методом…
 
Полная версия программы доступна в аудиоформате.
 
Максим Григорьев