"Опыт объединения Коми-Пермяцкого округа и Пермской области был, однозначно, удачным по той простой причине, что эти два субъекта РФ исторически составляли один регион. Отказавшись от статуса субъекта РФ, Коми-округ не только сэкономил на содержании органов управления, но и позволил районам, входящим в округ, участвовать в пермских региональных проектах. По сути, районы Коми-округа "подтянулись" до пермского уровня", - отметил он.
Вслед за этим объединением последовали и другие. В результате, до 2008 года число субъектов РФ сократилось с 89 до 83, самостоятельное существование прекратили 6 из 10 автономных округов, а три области - Пермская, Камчатская, Читинская - сменили название на края.
Социальная составляющая
Вслед за Пермским краем последовало появление Камчатского края - в 2007 году такое название получили ранее существовавшие отдельно Камчатская область и Корякский автономный округ. "С момента объединения в 2007 году Камчатской области и Корякского автономного округа финансирование последнего значительно увеличилось. Рост финансового обеспечения произошел в разы. Например, следующая цифра: до объединения в Корякии было всего 47% специалистов муниципальной службы с высшим образованием, сейчас более 90% ", - сообщил ТАСС министр территориального развития Камчатского края Сергей Лебедев.
Экономическая целесообразность
Экс-спикер Заксобрания Эвенкийского автономного округа - теперь территория входит в состав Красноярского края - Анатолий Амосов отметил ТАСС, что объединение регионов зависит от экономической целесообразности. Так, объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов, состоявшееся в 2007 году, ускорило освоение недр бывших округов. "Когда мы объединялись, у Эвенкии были недра, но мало ресурсов для их освоения. Сегодня у нас на Юрубчено-Тохомском месторождении работает "Роснефть", на Таймыр зашел "Лукойл", - рассказал Амосов.
Также он отметил, что в разы - до 420 млн рублей в год - после объединения выросло финансирование коренных малочисленных народов Севера. "В Эвенкии сегодня самая высокая бюджетная обеспеченность на человека", - сказал депутат.
Легкое решение административных вопросов
Благодаря объединению регионов легче стало решать многие административные вопросы. "Например, для жителей Агинского округа доступнее стала высокотехнологичная медицинская помощь", - рассказал председатель краевого парламента Забайкальского края Игорь Лиханов.
Забайкальский край появился на карте России 1 марта 2008 года, образовавшись в результате слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
При этом Лиханов отметил, что не все ожидания людей оправдались в полной мере. "Люди надеялись, что после объединения их жизнь станет лучше, доходы и социальные гарантии увеличатся, но эти надежды оправдались не в полном объеме, поэтому граждане, особенно жители Агинского округа, не совсем довольны. Одним из показателей является продолжающийся отток населения из Забайкалья", - отметил Лиханов.
Соединять соединимое
"Я, на самом деле, сторонник объединения регионов, и тот многочисленный опыт, который в стране уже есть, говорит, что это, скорее, пошло на пользу. Но объединять регионы надо осторожно и соединять соединимое", - сообщил ТАСС председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Леонид Давыдов.
Он отметил, что одно из главных показаний к укрупнению регионов - экономические предпосылки, стратегии развития регионов и их потенциал должны дополнять друг друга. Так, к примеру, нецелесообразно, по мнению Давыдова, объединять бедные регионы, а также регионы с разным уровнем дохода, так как на изменение политической структуры, переезд чиновников и прочие административные расходы, связанные с образованием нового субъекта, будут затрачиваться бюджетные средства. "Нецелесообразно даже объединять бедный регион с богатым. Бедные регион богаче не станет, а богатый - станет беднее, так как все административные расходы лягут на его плечи. Не должно быть попыток объединения ради объединения", - сказал эксперт.
Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала мнение, что необходимо укрупнить ряд субъектов федерации, так как некоторые из российских регионов "в силу объективных причин нежизнеспособны самостоятельно".