События и комментарии экспертов фонда

  |  20 ноября, 2013   |   Читать на сайте издания

«Вторая лига» пожаловалась Путину

Президент России в среду встретился с представителями так называемых «малых» политических партий. Поговорить с главой государства о волнующих вопросах были приглашены представители «Гражданской платформы», «Коммунистов России», «Правого дела», «Патриотов России», «Республиканской партии России - Партии народной свободы», «Родины», «Российской партии пенсионеров за справедливость» и «Яблока». Центр политического анализа обсудил с экспертами вопрос о том, насколько эффективно работает политическая «вторая лига».

Встречу Владимира Путина с представителями малых партий можно считать прецедентной. В 2009 году с представителями непарламентских партий смог в тесном кругу пообщаться занимавший тогда пост президента Дмитрий Медведев. В той встрече приняли участие руководители «Правого дела», «Яблока» и «Патриотов России».
 
Нынешняя встреча совпала по времени с подготовкой Послания президента Федеральному Собранию, оглашение которого намечено, по некоторым данным, на 12 декабря. Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что эта беседа станет продолжением серии встреч главы государства с различными политическими силами страны. «Это консультации, в том числе в плане подготовки Послания президента Федеральному Собранию, а также в рамках постоянного диалога главы государства со всем спектром политических сил - как представленных в парламенте, так и не представленных», - сказал он.
 
Однако круг вопросов, обсуждавшихся на встрече, был гораздо шире.
 
Так, лидер «Яблока» Сергей Митрохин предложил главе государства начать более активные действия для деофшоризации экономики, в частности, в ключевых областях экономики ввести запрет на деятельность любых компаний, зарегистрированных за рубежом, а иностранным компаниям, в том числе и принадлежащим российским гражданам, разрешить работать только через компании, зарегистрированные в РФ. В ответ Владимир Путин заявил, что ему «надо подумать» над этими предложениями Митрохина.
 
«Мы с вами союзники, нам надо только это грамотно сделать, так, чтобы удары не наносить по реальной экономике», - добавил при этом Путин.
 
И.о. председателя партии «Правое дело» Вячеслав Маратканов предложил «повысить налогообложение и передать часть доли государству» собственникам предприятий, которые были куплены на залоговых аукционах «с большими нарушениями» в начале 1990-х годов. Комментируя это предложение, Владимир Путин заметил, что вопрос в том, насколько это будет эффективно. «Это все вещи, которые волнуют часть общества, о которых мы должны подумать, но в рабочем режиме», - резюмировал президент России.
 
Глава рабочей группы Общественной палаты РФ по контролю за избирательным процессом, политолог Максим Григорьев уверен в том, что такие встречи Путина с представителями непарламентских партий важны.
 
«Во-первых, это ясный сигнал для политической системы о том, что эти партии значимы и их права их не будут никак ущемляться», - уверен он.
 
«Во-вторых, подобные встречи – хороший повод узнать мнения представителей партий по тем или иным вопросам, выслушать их по поводу проблем, с которыми они сталкиваются, решить какие-то из них, - пояснил Григорьев. - Это действенный механизм, поскольку, на мой взгляд, проблемы небольших партий серьезно отличаются от тех, с которыми сталкиваются парламентские партии».
 
«Сам факт диалога президента и представителей малых партий важен для развития российской политической системы», - подчеркнул эксперт.
 
В свою очередь, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков указывает на то, что механизмы для реализации малых партий закреплены законодательно, но вот самим политикам еще есть над чем работать.
 
«Те возможности, который были предоставлены еще в период президентства Дмитрия Медведева, малым партиям, - малым, в том смысле, что они пока не имеют парламентского представительства, - вполне достаточны для посильного участия в политическом процессе», - уверен Поляков.
 
«Эти партии допускаются на заседания региональных парламентов, недавно представители этих партий были на заседании Госдумы, где обсуждалась пенсионная реформа, - напомнил эксперт. - У них есть и другие возможности. Они могут выдвигать своих кандидатов по одномандатным округам. Ну и сама встреча с президентом – один из форматов, который позволяет представителям малых партий иметь какой-то голос в российской политике».
 
Вместе с тем, по мысли Полякова, «самое главное, что должно получиться в результате новаций, - более активное участий партий в политическом процессе».
 
«Пока пребывание в «бассейне для малышей», то есть постоянное получение на выборах 1-2% - это свидетельство того, что не совсем адекватно ведется работа с электоратом, возможно у малых партий пока не совсем четкие и ясные программы».
Эксперт: Поляков Леонид Владимирович
«Я хочу сказать, что внешние условия, стимулы для работы созданы, теперь нужна активность с их стороны», - уверен Поляков.
 
Господин Поляков призывает малые партии «окучивать» прежде всего либеральный электорат: «Чувствуется, что полноценное представительство не обеспечивают только парламентские партии. Они, конечно, покрывают достаточно большой объем электората, но остается еще много людей, который хотят, чтобы какие-то другие точки зрения были также представлены, особенно на либеральном фланге».
 
В перспективе малые партии, должны способствовать «развитию политической конкуренции, за счет чего мы должны повысить качество в целом и политического и государственного управления».
 
В том, что законодательство упростило регистрацию партий, видит больше плюсов, чем минусов политолог, профессор Санкт-Петербургского Госуниверситета Дмитрий Гавра. Он полагает, что «это можно считать попыткой проверить возможность формирования полноценного политического рынка в России».
 
«Очевидно, что маятник качнулся немного дальше, чем следовало, если говорить о нынешнем числе зарегистрированный партий, - полагает Гавра. - Но это вполне нормальная реакция на ту фактически запретительную систему, которую мы имели в течение предыдущего десятилетия».
 
«Президент готовится к Посланию к Федеральному собранию, - напомнил эксперт. - Он тестирует на разных политических субъектах те новации, которые, видимо, будут предлагаться, тем более, что оно будет посвящено двадцатилетию российской Конституции. Вполне понятно, что такое количество малых партий на федеральном уровне серьезного изменения политического ландшафта не произведет. Поэтому, видимо, ищутся механизмы, которые позволят найти баланс между свободной игрой политических сил и эффективностью политического управления».
 
Между тем, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко указывает на то, что с появлением множества партий в российской политике произошла «одна хорошая вещь» и «одна плохая».
 
«Хорошо, что право на создание партий перестало жестко контролироваться Кремлем, - объяснил он. - До этого число партий только убывало, и когда оно достигло семи, все остановилось, и более тридцати попыток создать и зарегистрировать партии оказывались неуспешными. В результате партийная система закоснела, оторвалась от реалий и связи с избирателям, и, в общем, этот кризис на сегодняшний день не преодолен. Но первая предпосылка для его преодоления, тот факт, что искусственные барьеры для регистрации были сняты, все-таки состоялась. Во всяком случае, политики вышли на более-менее свободный рынок, где они могут раскручивать свой «товар».
 
Плохая вещь, по мысли Макаренко, заключается в том, что «с раскруткой «товара» дело идет плохо». «Если судить по итогам выборов 8 сентября 2013 года, то главная роль, которую сыграли малые партии – это то, что потеряла «Единая Россия», никто из парламентских партий не приобрел, - считает он. - Потери «Единой России» - в районе 15 пунктов – разошлись очень небольшими частями по малым партиям. Эффект от этого мизерный».
 
«Единственное, что можно добавить, что по итогам тех выборов на пятое место, вслед за парламентскими партиями, вышла «Гражданская платформа», - уточнил Макаренко. - Так можно говорить, если мерить по законодательным собраниями регионов, когда за партию голосует все население субъекта. Результат «Гражданской платформы» - 4% с небольшим. Это означает, что у нее есть шансы дотянуться до пятипроцентного барьера на следующих выборах. Притом, что региональная и федеральная власть никому из новых партий не мешала». И партия по итогам выборов сделала заявку на переход в высшую лигу».