| 20 ноября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Бывший руководитель управления внутренней политики АП РФ Константин Костин в интервью "Известиям" рассказал о политических реформах, эффективности прямых выборов, "болотном" протесте, ответил на острые вопросы о якобы конкуренции Путина с Медведевым и ОНФ с ЕР и поделился тонкостями кадровой политики Кремля.
Отвечая на просьбу журналиста оценить правильность введения прямых выборов губернаторов (такое решение было принято во время работы Костина в администрации президента), глава ФоРГО называл его "абсолютно правильным". "Выборы - это более открытая и демократичная процедура, чем любой другой механизм наделения полномочиями. Хотя бы потому, что количество людей, вовлеченных в электоральный процесс, неизмеримо больше",- считает он. По мнению эксперта, введение прямых выборов "положительно влияет на качество государственного управления в регионах" - ведь "в новых условиях губернатор должен быть не только эффективным хозяйственным руководителем, но и политиком, пользующимся доверием населения". Кроме того, по мнению Костина, выборность обязывает власть детально учитывать общественное мнение и реагировать на кризисы и проблемы.
Руководитель фонда развития гражданского общества также поделился подробностями о создании "муниципального фильтра" и его политической целесообразности. Он подчеркнул, что при "подготовке законопроектов, регулирующих вопросы внутренней политики, по инициативе первого замруководителя АП Вячеслава Володина начал реализовываться системный подход, предполагающий создание нескольких рабочих групп, изучающих и анализирующих как российский, так и зарубежный опыт". В результате было принято решение применить такой опыт в виде "муниципального фильтра" и он себя оправдал. "Это показали два прошедших электоральных цикла выборов",- считает Костин,- "К кандидатам все-таки должны предъявляться квалификационные требования. Убежден, что политик, имеющий в регионе репутацию и опыт, без особого труда соберет для выдвижения необходимое количество голосов (подписей) муниципальных депутатов".
Также экс-высокопоставленный кремлевский чиновник рассказал, что на прошедших губернаторских выборах победили, как известно, поддержанные ЕР кандидаты и выборы прошли по "референдумной" модели. "По сути, выборы становились референдумом о доверии действующему губернатору или исполняющему обязанности", заявил он,- "Выборы определяют политический status quo, фиксируют, кто сейчас политический лидер в регионе, кто главный оппонент, кто подпирает главного оппонента". Кстати, руководитель ФоРГО прогнозирует, что "конкурентность и открытость стимулируют появление в регионах сильных политиков" и поэтому через 4-5 лет такой ситуации "референдумные сценарии станут скорее исключениями, они уступят место конкурентным и через год-два мы увидим совсем другие выборы".
Говоря о своей инициативе создания единого интегрального рейтинга губернаторов, Константин Костин заметил, что существующие рейтинги имеют один серьезный изъян - "они основываются на мнениях экспертов, что является в современных реалиях фактором необходимым, но не достаточным". Более объективными он назвал социологию и экономические показатели, уровень информационного благоприятствования.
Рассказывая об исследовании ФоРГО, посвященной протестной активности 2011-2012 годов, Костин заявил, что "в обозримой перспективе о таких заметных, сопоставимых с той протестной волной, явлениях говорить не придется". При этом он заявил, что проведенные реформы не стоит связывать с протестными выступлениями. "Во-первых, выходившие на Болотную и Сахарова не требовали либерализации законодательства о партиях или, скажем, выборности губернаторов, эти шаги обсуждались и готовились давно",- делится эксперт. "Во-вторых, в уже упоминавшемся докладе мы указали на ряд причин, по которым протестная волна пошла на спад.
Основная причина - это разбалансированность между мотивацией участников акций и риторикой их спикеров",- добавляет он. "Еще одна важная причина спада протестной активности состоит в том, что с февраля 2012 года акции перестали носить мирный характер, их организаторы начали устраивать провокации и рядовым участникам не была гарантирована безопасность",- констатирует экс-руководитель УВП АП РФ. Самой же главной причиной "слива протеста" он назвал "несоответствие политических предпочтений участников митингов, половина из которых в марте 2012 года на президентских выборах проголосовали за Владимира Путина, и антипутинской риторики большинства выступающих". Однако говорить о "сливе протеста" вообще нельзя - ведь гражданская активность является, по мнению Костина, признаком политического здоровья; стоит говорить о "сдувании белоленточного движения".
Не обошлось интервью без вопроса об Алексее Навальном. "Участие Навального в выборах мэра Москвы превратило его из блогера и общественного активиста в политика, который пытается получить поддержку избирателей в ходе электоральной процедуры",- делится Костин. Он добавляет, что "результат на московских выборах во многом обусловлен стечением разных обстоятельств, многие из которых от него и не зависели" - и действительно, кто-то голосовал из-за желания протестовать, кто-то "по поколенческим соображениям", кто-то был уверен в победе Собянина "и хотел поддержать альтернативного кандидата, другие - потому что хотели помочь ему таким образом остаться на свободе". Перспективы Навального экс-руководитель управления внутренней политики считает зависящими от самого Алексея Навального. "Необходимо ежедневно доказывать проголосовавшим за тебя людям, что они не ошиблись в своем выборе",- рассказывает он,- "Он хорошо оседлал тему борьбы с коррупцией, однако для создания партии или успешной кампании в МГД этого недостаточно. А за пределами этой темы он смотрится пока крайне неубедительно. Часто делает ошибки и нарывается на критику вчерашних сторонников".
Надолго ли "пришла" многопартийность, расцветшая после реформы избирательного законодательства? Константин Костин считает, что "нет никаких оснований говорить о том, что она закончится". Да и глава государства говорил об этом в своей предвыборной статье "Политическая конкуренция - это нерв демократии, ее движущая сила". Что будет с полусотней зарегистрированных партий? Эксперт рассказал, что ФОРГО сейчас завершает работу над докладом о партийной системе в России. Процитировав слова Вячеслава Володина о том, что партсистема "приобрела определенные контуры и сформировалась из парламентских партий, восьми новых партий и остальных только что зарегистрированных, но пока не сумевших провести своих представителей в региональные парламенты", он анонсировал следующий этап - повышение эффективности сложившейся партийной системы.
Ответил руководитель ФоРГО и на острые вопросы о конкуренции "Единой России" и ОНФ, равно как и слухи про конкуренцию Путина и Медведева. Во-первых, Костин предложил разобраться с терминами. "ОНФ является общественной организацией, объединяющей сторонников Владимира Путина. И разговоры о конкуренции, на мой взгляд, не имеют под собой оснований, так как «Единая Россия» выступает в качестве политического интерфейса «Фронта», обеспечивая в системе законодательной власти реализацию идей, вырабатываемых в рамках ОНФ",- заявил он. Также один из ведущих политтехнологов России предположил, что в ближайшие годы «Единая Россия» будет лидирующей политической силой, "а на парламентских выборах в 2016 году она имеет все шансы получить большинство, относительное или абсолютное".
Про якобы конкуренцию президента и премьера Костин ответил откровенно. "Элита всегда была ориентирована на Владимира Путина. Хочу напомнить, что именно он предложил Дмитрия Медведева на должность президента. Именно это обеспечило в 2008 году консенсус элит и мобилизацию избирателей",- считает он. "Группа поддержки Дмитрия Медведева, как мне кажется, находится внутри электорального поля Путина. Кстати, это можно сказать и о многих других современных политиках",- добавляет бывший руководитель УВП АП РФ. "Идеологический и ценностный каркас, вокруг которого сформировалось путинское большинство (а это рыночная экономика, демократия, патриотизм, социальная стабильность, социальные гарантии), позволяют объединяться вокруг действующего главы государства и его программы большинству наших граждан, представляющих самые разные социальные группы",- подчеркивает он.
На вопрос о приписывании ему термина "национализация элиты" и успешности запущенного процесса, Константин Костин ответил "если говорить о формальной юридической стороне дела, то принят соответствующий закон, запрещающий госслужащим иметь за рубежом банковские счета и акции - это крайне важно для обеспечения безопасности и деконструкции коррупционных механизмов. В этом смысле процесс завершен и результат достигнут". Однако при этом он считает, что "речь должна идти не только о чиновниках", ведь национальная идентичность формируется во всем обществе и в первую очередь должна затрагивать элиты - творческую, научную, предпринимательскую.
"Речь здесь идет не о запретительных мерах, как это трактуют некоторые «специалисты»,- говорит Костин,- "В конце концов, в этом случае уже не имеет значения, кто где живет и в какой стране делает бизнес". О чем же? "Речь идет о выработке консенсуса всех значимых сил общества по темам, которые в любой цивилизованной стране являются непреложными истинами, - это общие ценности, такие как любовь к Родине, уважение ее истории, желание успеха своей стране",- пояснил эксперт,- "Поэтому «национализацию элит» можно рассматривать как формирование единого консенсусного пространства вокруг государства, его интересов и интересов людей в нем".