События и комментарии экспертов фонда

  |  13 ноября, 2013   |   Читать на сайте издания

Кремль успокоил партии

Крайности в вопросе определения формата выборной системы недопустимы. Об этом  заявил в среду на семинаре-совещании по вопросам внутренней политики первый заместитель главы Администрации президента РФ Вячеслав Володин. 

Администрации президента РФ Вячеслав Володин. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, с ним согласны. Они считают, что как доминирование партийных списков, так и преобладание одномандатников имеют свои недостатки. В рамках смешанной системы эти недостатки уравновешивают друг друга.

«Сегодня можно говорить о том, что наша партийная система, которая формировалась на протяжении двух лет, приобрела определенные контуры и сформировалась из парламентских партий, восьми новых партий и остальных только что зарегистрированных, но пока не сумевших провести своих представителей в региональные парламенты партий», - заявил сегодня первый замглавы администрации президента России Вячеслав Володин, выступая перед вице-губернаторами на семинаре-совещании по вопросам внутренней политики.

При этом Володин призвал руководство субъектов Федерации не «шарахаться из стороны в сторону» при выборе формата выборной системы в своих регионах. По его мнению, оптимальный баланс соотношения пропорциональной и мажоритарной систем должен составить 50 на 50%. «Тогда может в территориях развиваться и партийная система, но, с другой стороны, это усилит и роль личности», - заключил Володин.

Володин имел в виду т.н. «закон Клишаса» -  принятый недавно законопроект сенатора Андрея Клишаса о возможности увеличения до 75% доли одномандатников в региональных парламентах. При этом специальной поправкой в «закон Клишаса» Москве и Санкт-Петербургу придан особый статус -  столицы могут проводить выборы в свои парламенты как полностью по партийной системе, так и полностью по мажоритарной.

Комментируя сегодняшние заявления Вячеслава Володина, вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов рассказал Центру политического анализа о том, что роль одномандатников во многом заключается в том, чтобы серьезно повысить личную ответственность глав субъектов Федерации перед парламентариями.

«С другой стороны, полностью перейти на одномандатную систему было бы преждевременно. В таком случае есть риск полностью разрушить партийную систему. Одномандатники и партии должны друг друга стабилизировать»Эксперт: Абзалов Дмитрий Габитович

По словам Абзалова, за счет одномандатников повышается личная ответственность губернаторов и происходит актуализация региональной повестки как на уровне территорий, так и на федеральном уровне. Выборы по спискам позволят сохранить партии. «Если допустить крайности, то можно будет говорить  о безответственности (в случае преобладания партийных списков). При выборах только по одномандатным округам возникли бы трудности с оперированием крупными политическими структурами, партии разваливались бы,  и достигать договоренностей в рамках такой системы стало бы крайне сложно. У каждой из систем есть свои недостатки, и смешанная система их компенсирует», - подчеркнул он.

Абзалов уверен в том, что полностью партийный формат сейчас также  неактуален, но и к полному переходу на одномандатные округа Россия не готова хотя бы с точки зрения финансирования. «Формирование сильных партий, сосуществующих с одномандатными округами – один из главных трендов. Необходим баланс, который и отметил Володин», - считает он.

Публицист Леонид Радзиховский полагает, что если вынести за скобки особенности наших партий, депутатов, выборной системы в целом и предположить, что у нас в стране существуют прозрачные, честные, конкурентные выборы, то в рамках такой идеальной модели необходимы как партии, так и одномандатники.

«Обе эти крайности - и отсутствие беспартийных одномандатников в парламенте, когда многие жители на местах зачастую не знают, кого они выбирают, и отсутствие в парламенте партий с их программами и идеями - представляются мне недопустимыми. Что касается пропорций, то чисто интуитивно мне ближе мнение Володина о том, что 50 на 50 - это оптимальный вариант. Хотя бы потому, что тогда соотношение между партийными кандидатами и одномандатниками распределено поровну».Эксперт: Радзиховский Леонид Александрович

Глава департамента региональных исследований Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов считает нынешнее количество партий явно избыточным. «Думаю, следующим этапом будет сокращение количества партий посредством их объединения и отсева откровенных партий-аутсайдеров», - уверен он.

По его мнению, возможно на следующих выборах в Государственную Думу произойдет перераспределение сил, когда одна или две из парламентских партий уступят место в Государственной Думе каким-либо партиям, представленным только на региональном уровне.

«Наш фонд в своё время предлагал разделить партии на лиги, подобно футбольным командам-на высшую, первую, вторую и т.д. Полагаю, что  в дальнейшем произойдет перераспределение между подобными условными «лигами» политических партий», - заключил он.

Заместитель исполнительного директора Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Александр Пожалов напомнил, что закон, предложенный сенатором Андреем Клишасом, предлагает регионам самим варьировать долю мандатов по партийным спискам в широком пределе от 25 до 100 процентов.

Вячеслав Володин высказал мнение о том, что оптимальный баланс соотношения пропорциональной и мажоритарной систем должен составить 50 на 50% и, по мнению Пожалова, тем самым Володин пытается успокоить «старые» партии т.н. парламентской оппозиции.

«Многие эксперты усмотрели в снижении количества мандатов по партийным спискам до 25 процентов угрозу для партийных структур как таковых. Если бы все регионы снизили списочные мандаты до минимума, то для традиционных партий стало бы бессмысленно содержать региональные ячейки и отделения, вести агитационную работу по округам»Эксперт: Пожалов Александр Алексеевич

Пожалов считает, что сегодняшние высказывания Вячеслава Володина - это сигнал региональным отделениям партий для того, чтобы они дальше продолжали заниматься организационной работой.