«Путин показал Обаме, как нужно использовать военную силу»
Пока Вашингтон раздумывает, как оценить вывод российских ВКС из Сирии, европейские партнеры США приветствуют решение Москвы. Западные СМИ отмечают: Россия, переломив ход войны, сделала неожиданный маневр, а Путин «снова перехитрил Обаму». По мнению российских экспертов, Путин направляет сигнал всем силам в регионе, подталкивая их к политическому разрешению конфликта.
«Объявленное российским президентом решение о начале вывода – это позитивный шаг... Это стало возможным благодаря хорошему сотрудничеству между США и Россией», – заявил в понедельник журналистам председательствующий в Совете Безопасности ООН ангольский дипломат Исмаэль Гаспар Мартинс, которого цитировал ТАСС. По его словам, все члены Совбеза восприняли это объявление с воодушевлением. Дипломат отметил, что благодаря этому конфликт в Сирии может пойти «по иному пути».
Как заявил ранее постпред России при ООН Виталий Чуркин, члены СБ в ходе закрытого совещания отмечали, что решение о выводе части сил из Сирии «показывает глубокую приверженность России политическому процессу».
Несмотря на вывод российских войск, «взаимодействие между силами РФ и Сирии по-прежнему на самом высоком уровне, и оно продолжится», подчеркнул министр информации Сирийской Арабской Республики Омран аз-Зоуби, которого цитировало РИА «Новости».
Осторожность и условное одобрение
В Вашингтоне новость о решении, принятом в Москве, восприняли с осторожностью. Пока известно лишь о том, что президент России Владимир Путин по телефону проинформировал главу Белого дома США Барака Обаму о выводе группировки ВКС. В Белом доме, Госдепе и Пентагоне заявили, что ожидают дополнительной информации.
Главы западной дипломатии, в общем приветствуя шаг российского руководителя, снабдили свои комментарии целым рядом «если».
«Если объявление о выводе российских войск материализуется, то это окажет давление на режим президента (Сирии Башара) Асада, с тем чтобы он наконец со всей серьезностью участвовал в переговорах в Женеве относительно политического перехода, который сохранит существование сирийской государственности и интересы всех групп населения», – сказал глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. «Российский шаг может стать позитивным, если он станет частью обязательств по осуществлению самими сирийцами процесса передачи политической власти и возобновлению усилий по прекращению боевых действий», – в свою очередь отметил министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд.
Официальный представитель МИД Китая Лу Кан заявил, что «решение российской стороны может подать международному сообществу, в особенности всем сторонам конфликта в Сирии, позитивный сигнал, стимулировать все эти стороны придерживаться диалога и переговоров, чтобы найти политическое решение сирийской проблемы», – сказал представитель МИД КНР.
Турция в роли критика
Пожалуй, единственной державой, выразившей явное недовольство, оказалась Турция. Постоянный представитель Турции при ЕС Селим Енель заметил, что вывод Россией военных не повлияет на ход сирийского конфликта. «Война продолжится, потоки мигрантов сохранятся, и люди продолжат бегство от режима», – отметил он.
Енель напомнил, что «ударами с воздуха не победить, нужны войска на земле, но никто не решается на наземную операцию».
Впрочем, турецкий дипломат сделал неожиданный маневр и заявил, что разделяет опасения Владимира Путина по поводу неясного будущего Сирии в случае ухода Башара Асада, как того требуют ряд стран. «В одном я согласен с Путиным – а кто будет после ухода Асада? Да, мы хотим избавиться от него, но кто будет после него?» – сказал Енель и привел в пример Ливию после свержения Муаммара Каддафи. Однако усилия России и сирийского правительства сконцентрированы не на борьбе с террористическими организациями, а с «умеренной оппозицией», в очередной раз озвучил официальную версию Анкары турецкий дипломат.
Перехитрил и застал врасплох
Решение президента России Владимира Путина о выводе основной части группировки ВКС из Сирии «застало Вашингтон врасплох», отметило издание Politico. В статье под заголовком «Путин снова перехитрил Обаму?» издание напомнило об одном из главных страхов американского президента.
«Быстрый выход России из Сирии поставил было Барака Обаму в тупик. Politico напоминает, как американский президент в том числе и в недавнем интервью журналу The Atlantic утверждал, что Путин попал в «трясину» в гражданской кровопролитной войне в этой стране и он не раз пожалеет об этом. Однако первому, кому пришлось пожалеть, был пресс-секретарь президента США Джошуа Эрнест, который не знал, как «отбиться от вопросов» журналистов и объяснить им нестыковки данных Вашингтона с реальной ситуацией.
«Мы видели эти сообщения. Но мне сложно сказать, как отразится это решение на переговорах... Мы надеемся получить больше информации и рассмотреть этот вопрос в течение ближайших нескольких часов», – отвечал он. В ходе брифинга Эрнест добавил: «Мы должны увидеть, в чем в точности заключаются намерения России». Он не исключил, что Барак Обама позвонит Владимиру Путину, чтобы обсудить нынешнее развитие событий в Сирии.
Больше никакой внятной информации журналисты так и не смогли услышать от пресс-секретаря президента. Они собирались было обратиться к источникам в Белом доме, которые, однако, после плохо скрываемой растерянности Эрнеста также оказались «в трудном положении». «Владимир Путин не раз ставил Обаму в тупик за последние два года, начиная с марта 2014 года, после присоединения Крыма. Американские аналитики и сотрудники разведки не смогли ни предвидеть ситуацию, ни предпринять что-либо в ответ... к великому сожалению Обамы», – констатировал портал.
Аргументы для критиков Обамы
О том, что «шаг России стал сюрпризом для многих в администрации Обамы», сообщила и Financial Times. Издание также полагает, что решение, объявленное Кремлем в понедельник, застало врасплох «почти всех» – не только Белый дом, «но и сирийскую оппозицию и, по мнению некоторых дипломатов в регионе, сам режим Асада».
«Это еще один пример того, как Путину удалось перехитрить Запад и его союзников в регионе, или признак того, что российский лидер понимает: он откусил больше, чем он смог бы проглотить?» – задается вопросом издание.
FT цитирует одного из главных «ястребов» в Конгрессе, небезызвестного сенатора-республиканца Джона Маккейна, который сейчас возглавляет сенатский комитет по вооруженным силам. Лидер России может позволить себе вывести какие-то силы, потому что режим Асада уже был сохранен, считает Маккейн. При этом известный недоброжелатель Москвы не удержался от того, чтобы заявить: российский лидер «бомбил и убил достаточно противников кровавого режима Асада, чтобы обеспечить его выживание».
Издание напоминает: когда пять лет назад начался сирийский конфликт, Обама предупреждал, что значительное военное вмешательство США будет «скользким путем» к масштабной интервенции на Ближнем Востоке. «Однако теперь у критиков Обамы будет аргумент: Путин показал, как ограниченная, но решительная военная операция может изменить положение дел «на земле» – без нескончаемого применения силы», – отмечает FT.
В другом материале, опубликованном Financial Times, признается: «Авиаудары российских ВКС помогли сирийскому правительству переломить ход войны и вернуть территорию», – признала газета. Россия «вновь утвердила» свой статус державы, обладающей правом голоса в мире. Оппоненты Барака Обамы «утверждают, что пассивная политика Вашингтона в Сирии создала стратегический вакуум, который в результате заполнили русские», – резюмировала Financial Times.
Смелый шаг
«То, что сделал Путин, – смелый шаг. Обычно Россия действует в дипломатической или военной сфере под определенной завесой секретности», – отметил CNN.
«Военные аналитики считают, что участие России помогло отбросить мятежников и силы ИГ, а также укрепить позиции Башара Асада, чье правительство было на грани краха, – отметила телекомпания. – О выводе войск объявлено, когда возобновляются переговоры в Женеве о мирном урегулировании в Сирии. Некоторые эксперты считают, что Путин таким образом направляет сигнал всем силам в регионе, с тем чтобы они искали политическое решение».
Эксперты разведывательно-аналитической компании Stratfor заявили, что вывод российских войск из Сирии станет импульсом для «прорыва» на переговорах в Женеве. Портал компании напомнил, что вывод войск планируется в тот же день, что и мирные переговоры в Женеве. «Это может стать прорывом на переговорах. Необходимо пристально следить за ходом переговоров и указаниями Евросоюза, которые могут намекнуть на потенциально большую сделку», – заключили эксперты. Они также отметили, что Россия наглядно показала, на что способна, ведь ей удалось ослабить позиции боевиков ИГ.
«Только действия ВКС России создали условия для прекращения боевых действий и переговоров в Сирии. Теперь все зависит от политического процесса», – отметил в своем микроблоге в Twitter глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
Сосредоточить усилия на переговорах
Президент Путин всегда подчеркивал, что относится к Сирии как к равному партнеру, а не сателлиту, и уважает взгляды сирийского президента Башара Асада на дальнейшее развитие страны, отметила на своей странице в Facebook замсекретаря генсовета «Единой России» Ольга Баталина. «Россия оказала военную помощь Сирии в ответ на официальную просьбу ее президента. Проводя военную операцию, Путин особо отмечал, что защищает этим наши национальные интересы – от южной границы России до Сирии ближе, чем от Москвы до Санкт-Петербурга», – подчеркнула Баталина. Она также отметила: «Решение Путина стало большой неожиданностью для США. Завершая операцию, Россия... активизирует контроль за прекращением огня и ходом мирного урегулирования в этой стране».
Первоочередной задачей для Сирии сейчас является продолжение политического процесса, подготовка новой редакции Конституции и организованное проведение выборов, подчеркнул лидер КПРФ, руководитель думской фракции Компартии Геннадий Зюганов. В комментарии РИА «Новости» Зюганов отметил усилия российских дипломатов во главе с Сергеем Лавровым. «Перед ними сейчас поставлена задача – усилить эти переговоры, искать мирное решение на всех площадках. Одновременно создана, по сути, коалиция по борьбе против ИГИЛ и две резолюции приняты в Совете Безопасности ООН, направленные на мирное решение», – добавил лидер КПРФ.
«То, чего мы ждем от Женевских соглашений, наверное, ждут, все народы. И решение нашего президента о начале вывода военно-космической группировки, как всегда, оказалось неожиданным и для господина Обамы, и для многих представителей ЕС», – отметил в свою очередь лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.
«Отчасти даже воспитательный характер»
«Началось политическое урегулирование, прекращение огня. Это говорит о том, что операция ВКС России в Сирии достигла целей, военной цели, а подход президента России Владимира Путина, заявленный на юбилейной сессии ООН, оказался правильным», – констатировал руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.
По его словам, успехи ВКС России создали предпосылки для политического урегулирования. Костин также обратил внимание на то, что решение о начале вывода войск стало ответом тем критикам, которые проводили параллели с вводом войск в Афганистан в 1979 году. «Они (критики) оказались не правы, говоря, что войска там останутся на долгое время и это может стать непосильным бременем для России. Уже завтра военные начнут возвращаться домой», – отметил эксперт.
В свою очередь председатель совета директоров фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Дмитрий Бадовский отметил: принятое полгода назад решение о начале операции ВКС в Сирии было крайней мерой, но «эта мера оказалась достаточно эффективной, поскольку военные усилия Москвы в борьбе с терроризмом, приведшие к уничтожению инфраструктур ИГИЛ, подтолкнули многие силы к переговорному процессу».
«Вмешательство России носило не только военный характер, но, если угодно, отчасти даже воспитательный, дисциплинирующий характер в отношении участников межсирийского процесса. Своими действиями Москва оказала влияние и на политические силы в Сирии, и на участников геополитических раскладов в регионе, с тем чтобы отнестись к ситуации всерьез», – сказал Бадовский. По его оценке, дипломатические и военные меры, принятые Москвой, привели к «определенному прогрессу в мирном урегулировании и в переговорах между конфликтующими сторонами, к формированию предпосылок примирения».
Текст: Марина Балтачева, Михаил Мошкин