| 07 ноября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
В начале недели газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на собственные источники сообщила о том, что министерство регионального развития, из-под юрисдикции которого вывели строительство и ЖКХ, будет реорганизовано в подобие министерства по делам национальностей. Как будет выглядеть новая структура — пока неясно. По информации «Ъ», конструкция ведомства станет понятной, когда увидят свет поручения президента по итогам заседания президентского совета по национальной политике, который Владимир Путин провел в Уфе 22 октября.
Также, по данным газеты, под Минрегионом возникнет дополнительная структура с региональными представительствами. Возможно, это будет государственная некоммерческая организация, своеобразный мониторинговый центр с отделениями в каждом субъекте РФ. Их задача — оперативно получать информацию о возникновении напряжения и болевых точек в межнациональных отношениях и следить за реализацией Федеральной целевой программы на 2014-2020 годы в размере 6,8 млрд руб.
По версии «Коммерсанта», обновленный Минрегион будет больше похож на министерство по делам национальностей, окончательно ликвидированное в 2001 году.
Ведомства, занимающиеся национальной политикой, существовали крайне недолго и в СССР, и в постсоветской России. Комиссариат по делам национальностей РСФСР возглавлял Иосиф Виссарионович Сталин с 1917 по 1923 год. После этого структура была упразднена, и до 1990 года специального ведомства, занимавшегося национальными вопросами, в СССР не было.
Незадолго до распада страны были созданы союзный и российский Госкомитеты по делам национальностей, первый так председателя и не получил, второй возглавил первый секретарь Бурятского обкома КПСС Анатолий Беляков, но он продержался на посту менее 4 месяцев.
После ликвидации СССР российский комитет был переименован в Госкомитет по национальной политике, и в 1992 году его возглавил один из тогдашних политических тяжеловесов Сергей Шахрай. В 1993 последовало очередное переименование — к национальностям добавилась федерация, а слово «политика» из названия исчезло.
В 1994 году госкомитет вырос до министерства, а к национальностям добавилась региональная политика. В 1996 году ведомство опять перестало заниматься «политикой» и стало называться «министерство по делам национальностей и федеративным отношениям». Возглавлял его к тому времени специалист по истории КПСС, бывший завотделом ЦК КПСС по межнациональным отношениям Вячеслав Михайлов.
После финансового кризиса 1998 года структура была разделена надвое – на министерство национальной политики и министерство региональной политики. Первое возглавил нынешний президент Дагестана Рамазан Абдулатипов, но и он продержался недолго — через 8 месяцев Миннац переименовали в министерство по делам федерации и национальностей, и возглавил его вновь Вячеслав Михайлов. И наконец, 16 октября 2001 года ведомство, к тому времени называвшееся «министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики», было окончательно упразднено. Минрегион остался существовать.
Суперведомство под названием «Министерство регионального развития» было создано в 2004 году специально под экс-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Обновленный Минрегион отвечал и за строительство, и за развитие регионов, и за ЖКХ, и за межнациональные отношения. Яковлева в 2007 году сменил влиятельный Дмитрий Козак, в 2008 году министром в новом правительстве Владимира Путина стал бывший замполпреда в Уральском федеральном округе Виктор Басаргин.
В 2012 году, после того, как Басаргин стал губернатором Пермского края, в правительстве Дмитрия Медведева его сменил обидчивый Олег Говорун, ушедший в отставку сразу после публичного выговора, полученного от президента. И наконец, в конце прошлого года министром регионального развития стал экс-губернатор Костромской области Игорь Слюняев.
Таким образом, вся история правительственных структур, отвечавших за межнациональные отношения и региональную политику — это постоянные переименования, изменения статуса, слияния, поглощения и разделения. Причем постоянства не было ни при «технических» чиновниках, ни при близких к президенту политиках.
В настоящее время в ведении Минрегиона остались вопросы развития регионов и местного самоуправления, разграничение полномочий между уровнями власти и национальные проблемы. Главой ведомства пока что остается Игорь Слюняев.
Мы попросили экспертов по региональной политике и межнациональным отношениям оценить вероятную реформу Министерства регионального развития и проанализировать возможные пути развития ведомства.
Реформа назрела
То, что Минрегион должен был измениться, не вызывает сомнения ни у кого из опрошенных корреспондентом «Кавполита» экспертов.
«Тот Минрегион, который был, – это искусственное образование. В нем совмещалось слишком много разнонаправленных сфер, начиная от национальной политики и заканчивая ЖКХ. Результатом такого положения дел в данном министерстве стало то, что за годы существования Минрегиона никакой внятной региональной политики у нас так и не сложилось, как не сложилось и регионального развития как стратегии», - полагает председатель правления ВЦИОМ, руководитель Экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов.
«Дальше откладывать решение вопросов межнациональных отношений в многонациональной стране было нельзя. Долгое время межнациональными проблемами занимался отдел в одном из департаментов Минрегиона из 5 человек. Дополнительно в Администрации президента было всего три куратора этих вопросов. Получается, сложнейшими, тончайшими механизмами взаимодействия между людьми на федеральном уровне занимались лишь 8 человек!
В 2011 году была попытка по инициативе занимавшего тогда пост премьер-министра Владимира Путина воссоздать Министерство по делам национальностей после первых звоночков в Кондопоге. Но тогда эту инициативу аппаратно блокировали, по-быстрому создав комиссию по вопросам межнациональных отношений при президенте Дмитрии Медведеве. Как и многие другие начинания, эта комиссия так и не заработала. Результат мы все видим. За два года — 5 рецидивов, причем даже в сытой Москве», — возмущается директор Института новейших государств Алексей Мартынов.
«С одной стороны, новая структура необходима, поскольку в настоящий момент наблюдается жесткая этно-национальная поляризация российского общества (захватывающая уже и русское население), что создает не только угрозу роста «профильных» конфликтов, но и способно нанести качественный урон российской государственности. С другой стороны, как показывает опыт работы подобных структур в постсоветский период, они излишне забюрократизированы и малодееспособны, чаще всего их деятельность ограничивается проведением формальных мероприятий, ориентированных на «самопиар» в глазах руководства.
А сейчас необходимы творческие и нестандартные решения в данной сфере, проведение активной кадровой и информационной политики, в том числе, в «национальных» регионах и среди мигрантов. Кроме того, негативно дает о себе знать отсутствие стратегических приоритетов развития страны, способных в той или иной мере сплотить различные национальности на основе реализации ‘общего дела‘», - отмечает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Шатилов.
Чем должно заниматься новое ведомство
«Любое министерство должно заниматься тем, что написано в его названии, - уверен Леонид Давыдов. — Если мы говорим о Минрегионе, то после ухода строительной сферы эта структура должна начать заниматься внятной региональной политикой. Не национальной — это слово звучит с подтекстом, причем каждый видит что-то свое. Пора заняться именно региональным развитием.
В обязанности ведомства с таким названием должна входить разработка стратегии регионального развития, тактики регионального развития, региональная политика, региональная экономика. Нужно создавать условия для гармоничного экономического развития регионов, чтобы они стали самодостаточными, чтобы туда пришли бизнес-единицы, которые обеспечивали бы людей рабочими местами и увеличивали ВРП. Нужно, чтобы доходы регионов позволяли иметь бюджет развития. А мониторингом «точек напряжения» должно заниматься МВД», — полагает председатель правления ВЦИОМ.
«Сам структурный подход, на мой взгляд, верный. Более того, создание специальной мониторинговой службы по межнациональным отношениям предполагалось еще 2010 году, правда, тогда речь шла о подразделении в АП РФ, — напоминает Алексей Мартынов. — То, что подобная служба формируется под Министерством регионального развития, тоже, наверное, организационно и бюрократически верно.
Создание (или воссоздание) нового министерства требует времени и выделения бюджетных денег. На это может уйти год. А проблема настолько запущенна, что решать ее надо уже вчера. Поэтому, думаю, принято такое организационное решение. Минрегион — одно из самых «богатых» министерств и эта задача организационно вполне ему по плечу».
Проблема межнациональных отношений в многонациональной России напрямую перевязана с сопредельными государствами. Традиционный бюрократический «водораздел» на внутренние и внешние вопросы тут не работает. Работа нового ведомства должна быть организована как внутри страны, так и в соседних странах, по крайней мере в странах СНГ точно. В какой форме — это второй вопрос», — полагает директор ИНГ.
«Как мне кажется, не стоит плодить собственно бюрократических, управленческих структур, — говорит Александр Шатилов. — Думается, что новая «межнациональная» структура должна стать, скорее, площадкой для коммуникации и координации действий различных национальностей на основе непосредственного взаимодействия «референтных» групп и персон. Желательно, чтобы она не превратилась и в лоббистскую структуру отдельных наций и народностей, а была ориентирована на поиск «наднациональных» приоритетов».
Главное — не что, а кто
При том, что все эксперты заявляют о необходимости изменения нынешней ситуации, они далеко не уверены в том, что после реформы новую структуру на базе Минрегиона ждет успех.
Леонид Давыдов считает, что прежде всего необходимо устранить дублирование полномочий между Минрегионом и министерством экономического развития.
«У семи нянек дитя без глазу. Хорошо, что выделили стройку и ЖКХ, теперь надо провести разграничение между Минрегионом и Минэкономразвития. Пусть, например, одни курируют экономику на уровне страны, другие — на уровне регионов. Нужно договориться, кто определяет стратегию. Впрочем, реформа только начата, ответы, наверное, последуют», — надеется руководитель Экспертного Совета ФоРГО.
Алексей Мартынов уверен, что очень многое зависит от того, кому поручат руководство «новым Миннацем», независимо от того, будет ли это структура в рамках Минрегиона или же это будет возрожденное ведомство.
«На мой взгляд, важно, кто и как будет руководить этим процессом. Тут опытного бюрократа мало. Эта задача прорывная. Задача качественного изменения в короткие сроки с вовлечением почти всего населения страны и сопредельных государств. Это своего рода «Сталинград» — не решим эту задачу в короткие сроки — не будет страны, по крайней мере в том виде как сегодня.
Такая задача требует и соответствующего исполнителя. Как, например, на фоне прямой угрозы государству после так называемых «цветных революций» на Украине, в Грузии и Киргизии было создано специальное управление в системе Администрации президента. Тогда руководство страны призвало на службу не карьерных бюрократов, и задача была решена в кратчайшие сроки». (Мартынов имеет в виду Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям, которое в 2005-2007 годах возглавлял историк и медиа-менеджер Модест Колеров — прим. К.П.)
Наиболее пессимистично относительно возможностей нынешнего руководства Минрегиона справиться с поставленной задачей высказывается Александр Шатилов: «Как мне кажется, силами Минрегиона реализовать сложную и многоаспектную задачу обеспечения межнационального мира вряд ли удастся. У него слишком мало для этого авторитета, рычагов влияния и ресурсного потенциала», — лаконично констатирует он.
Резюме
Конечно, говорить более конкретно и детально о перспективах обновленного Минрегиона или возрожденного Миннаца эксперты смогут только после того, как реформа окончится и станут ясны персоналии, отвечающие за то или иное направление. На данный момент можно зафиксировать лишь следующие моменты:
Реформа рыхлого Минрегиона назрела и перезрела
Ведомства, которое бы несло полную ответственность за региональную и национальную политику, в правительстве нет.
Нынешнее руководство Минрегиона не в силах изменить ситуацию.
Остальные выводы можно будет делать после того, как реформа завершится. Причем, судя по истории ведомства, вряд ли новая структура просуществует долго. И, пожалуй, то, что в течение всего времени существования постсоветской России никому не удалось создать в рамках правительства структуру, которая умела бы пусть даже не предотвращать, но хотя бы оперативно отслеживать и прогнозировать главные угрозы единству страны — межнациональные и региональные проблемы – крайне симптоматично.
Антон Крылов