Лидер «Гражданской платформы», бизнесмен Михаил Прохоров обвинил силовиков в приватизации власти в регионах со слабыми губернаторами. Такое заявление он разместил у себя в блоге в «Живом журнале», приводя в пример ситуацию с экс-мэром Ярославля Евгением Урлашовым, мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом, а также кандидатом в мэры Москвы Алексеем Навальным. Эксперты связывают ужесточение риторики политика с риском перестать быть интересным для избирателя и возможной обидой на Кремль.
Как сообщил Михаил Прохоров, за последний год в политическом устройстве регионов четко обрисовалась тенденция к «приватизации» власти силовиками.
«Происходит это чаще там, где назначенцы федерального центра — слабые губернаторы. В таких субъектах «работу» с сильными политическими оппонентами с подачи губернаторов берут на себя силовики. А потом из-за слабости государства на местах «заказчики» (губернаторы) сами оказываются не у дел», — пишет в блоге Прохоров.
По его словам, жестко выстроенная Москвой вертикаль власти поначалу имела смысл (начальники ГУВД оказались подчинены не губернаторам, а непосредственно МВД), но сейчас «все вернулось обратно».
«Вертикалью власти на местах завладевают местные силовики. Результат — вмешательство «третьей силы» в политический процесс. Известна такая попытка с Навальным в Кирове. Так произошло в Ярославле с Женей Урлашовым и чуть было не закончилось в Екатеринбурге с Женей Ройзманом. Во всех случаях дела носят политический характер, — констатирует Михаил Прохоров, отмечая везение Навального, который оказался нужен на выборах в Москве, где «силовикам беспредельничать пока не позволено».
Из этого Прохоров сделал вывод, что силовики в регионах «используют понятие «власть» в своих разборках». Как он утверждает, под брендом Путина местные силовые структуры решают свои собственные узкокорпоративные проблемы, а заодно отнимают бизнес у всех, кого удается втянуть в уголовные дела.
«Выборы губернаторов стали для них новым полем игры — раз губернаторам велено конкурировать, силовики обеспечивают им комфортный список конкурентов. Такой вот у нас силовой плюрализм», — говорит Прохоров, прогнозируя социальный взрыв, если «силовая анархия» не прекратится.
Заявление Михаила Прохорова стало одним из самых жестких за последнее время. Такой риторики лидер партии не позволял себе ни в момент ареста мэра Евгения Урлашова (сидит в «Матросской Тишине» по обвинению в вымогательстве), ни в момент защиты «узников Болотной», ни во время избирательной кампании, когда у партии, по его словам, «снимали самых сильных кандидатов». На последнем, закрытом от СМИ съезде «Гражданской платформы» Михаил Прохоров заявил о том, что партия станет «непредсказуемой для власти», однако и там жесткой критики не звучало.
В пресс-службе партии объяснить «Известиям» причины ее внезапного появления не смогли. Член федерального комитета «Гражданской платформы», мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман считает, что политик наконец-то увидел то, что происходит в регионах, и не смог остаться в стороне.
— Возбуждение уголовных дел во всех регионах — основа политического менеджмента, — уверен Ройзман.
Эксперты считают, что Прохоров мог обидеться на Кремль, который не дает партии места в системном пространстве, и сейчас он вынужден ужесточать риторику, чтобы добиться для себя дивидендов на следующих выборах.
— Заявление Прохорова запоздало. Когда арестовывали Урлашова, он вел себя очень тихо. В качестве системного политика он провалился по полной программе и уже не нужен. Возможно, поэтому он ужесточает риторику и пытается привлечь к себе внимание. Иначе смысл существования «Гражданской платформы» нивелируется, потому что протестные голоса партия уже не канализирует, — говорит руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев, отмечая, что политик не назвал ни одного из силовиков, которых он критикует.
Политолог Глеб Павловский считает, что Прохоров опасается за результаты выборов в 2014 году, включая Мосгордуму.
— Конечно, не думаю, что в Москве будет работать силовая механика, но в регионах следующие выборы для партии будут критичны, потому что в этом году ей конкурировать на равных не дали, — говорит эксперт, отмечая, что давление на кандидатов партии оказывают на самом деле не силовики, а губернаторы.
По мнению главы Фонда развития гражданского общества Константина Костина, поскольку тема произвола очень чувствительна, Прохоров пытается ее оседлать, чтобы использовать в избирательных кампаниях. На самом же деле он не сказал ничего нового.
— То, что в разных регионах есть проблемы с произволом, признают и руководители соответствующих ведомств, где есть службы, которые следят за чистотой рядов. И наиболее известные дела возбуждались именно по их инициативе. Что касается Урлашова, то ни Прохоров, ни кто-то другой из его партии не объяснил, зачем он берет деньги у предпринимателей. Если человек занимается политикой, то это не дает ему иммунитета и не означает, что он не будет нести ответственность за правонарушения, — считает эксперт.