События и комментарии экспертов фонда

  |  29 октября, 2013   |   Читать на сайте издания

Политические блоки разрешат создавать уже в Думе

Анастасия Кошеварова, Елена Теслова

Политическим партиям предлагают создавать блоки уже после их прохождения в законодательные собрания. Это обсуждается и в Госдуме, и в администрации президента. По мнению экспертов, подобная мера приведет к формированию четкой политической структуры и созданию сильных партий и лидеров. В этом вопросе российская власть берет пример с Запада, где парламентские коалиции распространены и уже доказали свою эффективность в партстроительстве.

Выступая на семинаре-совещании мэров более чем 100 российских городов, первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин заявил, что введение в РФ смешанной системы выборов повысит качество власти. 

— С возвратом к смешанной системе конкурентная площадка вырастет, и это тоже должно сказаться на повышении качества власти, потому что людей избранных, публичных будет больше, — сообщил он, добавив, что в обществе есть запрос на прозрачность и легитимность власти.

Как рассказал "Известиям" высокопоставленный источник в нижней палате парламента, возможность создания коалиций после выборов будет обсуждаться на различных площадках: в Госдуме, на Совете непарламентских партий, на Открытой трибуне и также с экспертным сообществом и самими политиками в администрации президента.

По замыслу Кремля, говорит собеседник, законопроект о смешанной системе выборов, согласно которому выборы в региональные парламенты проходят по формуле 25% (мандаты по партспискам) на 75% (по одномандатным округам), а в Госдуму по схеме 50% на 50%, не разрешает формирование избирательных блоков (их запретили еще в 2005 году), но допускает создание блоков уже после прохождения в заксобрание. Это позволит не только создать действительно сильные партии, но также избежать расколов «лжепартий» на маленькие группировки в думах, которые потом парализуют деятельность законодательного собрания. Тем более что новый законопроект сохраняет введенный в 2011 году 5-процентный проходной барьер, до 2011 года барьер на выборах составлял 7%.

— Подобная схема создания блоков уже в парламенте существует в Германии, Дании, а также в Люксембурге. Партии должны быть сильными и создавать коалиции, а не рушаться и разбиваться на куски после преодоления проходного барьера, — говорит источник, близкий к администрации президента. — Партия должна выигрывать своей программой, своими обещаниями, своими людьми, которые способны преодолеть проходной барьер. 

Так, по итогам выборов в бундестаг ФРГ 22 сентября ни одна партия не сумела набрать большинства для формирования правительства, а Свободная демократическая партия, являвшаяся союзником ХДС/ХСС по предыдущему правительству, не прошла 5-процентный барьер. На данный момент идут переговоры о создании коалиционного правительства между ХДС/ХСС и СДПГ, итоговый раунд которых, по предварительным данным, должен состояться 27 ноября 2013 года.

20 октября состоялись выборы в палату депутатов Люксембурга. По итогам выборов Христианская социалистическая партия во главе с Жан-Клодом Юнкером получила 23 мандата из 60, а основные конкуренты — Демократическая партия и Люксембургская социалистическая рабочая партия — по 13 мест. Также в парламент прошли «зеленые» — 6 депутатов, Альтернативная демократическая реформистская партия альтернативных демократов — три депутата и левые — два депутата. Таким образом, Христианская социалистическая партия имеет предпочтительные шансы вновь сформировать правительство, а сам Юнкер — его возглавить, если найдет партнеров для коалиции. Наблюдатели отмечают, что вряд ли это будет Люксембургская социалистическая рабочая партия, так как отставка Юнкера последовала как раз после выхода ее из правившей коалиции из-за указанного скандала.

Еще один пример, 15 сентября 2011 года состоялись выборы в парламент Дании (фолькетинг). Власть перешла от «синей», то есть правоцентристской коалиции во главе с консерваторами, к «красной» левоцентристской коалиции во главе с Социал-демократической партией, лидер которой Хелле Торнинг-Шмитт стала первой в истории страны женщиной премьер-министром. Так, в состав «красной» коалиции вошли: Социал-демократическая партия — 44 места, Радикальная Венстре (социально-либеральная партия) — 17 мест, Социалистическая народная партия — 16 мест, Красно-зеленая коалиция — 12 мест. Важную роль здесь сыграло падение популярности праворадикальных мелких партий (тяготеющих к «синей» коалиции), на что, по мнению наблюдателей, повлиял, в частности, теракт, осуществленный в соседней Норвегии Брейвиком. На этом фоне выросла популярность леворадикальных партий и либералов, примкнувших к «красной» коалиции.  

Стоит отметить, что экспертное сообщество в основном поддерживает курс Кремля на тенденцию создания коалиций сильных партий, чем на избирательные блоки более слабых игроков. Так, по мнению политологов, схема блокирования до выборов неэффективна, так как мелкие партии создают структуру, которая при попадании в парламент тут же разваливается.

— В схеме блокирования после выборов партия проходит своими силами, а дальше уже формирует блок, с помощью которого добивается своих целей. Сила решения администрации президента в том, что вы фактически формируете более сильную структуру, чтобы отстаивать свои интересы в парламенте, а не бьетесь на огромное количество партий, которые между собой ничего не могут согласовать, — говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Политолог также уверяет, что в случае разрешения блоков в момент избирательного процесса есть опасность покупных мест. 

— Вы договариваетесь, условно частично оплачиваете кампанию, а потом проходите в парламент, там разваливаетесь и лоббируете интересы своего финансового партнера, —приводит пример Абзалов.  

— Проходят всякие фрики, блок до выборов приводит к попурри в парламенте — политическому калейдоскопу лиц, в связи с этим ни один законопроект не принимается, потому что много групп интересов. Поэтому если хотите пройти барьер — создавайте свои партии, со своей инфраструктурой, со своей программой, не временный штаб, а серьезную структуру, которая будет существовать годы. И если вы не можете провести какой-то законопроект в Госдуме, то блокируйтесь уже в парламенте с наиболее близкими к вам игроками, — советует политическим деятелям Дмитрий Абзалов.

По словам главы Фонда развития гражданского общества Константина Костина, во всем мире используется практика коалиций.

— В Германии, к примеру, вообще существует политический тотализатор — будет ли коалиция двух главных партий либо более мелких, а может быть, и крупной партии с небольшой, — говорит он.

При этом Костин полагает, что смешанная система выборов и запрет политических блоков помогут создать новых политических лидеров, а партии разделятся по спортивному примеру на лиги. Так будет сформирована Высшая лига, куда войдут наиболее крупные и авторитетные политические силы, во второй эшелон войдут средние по своим показателям партии, а уже третья лига остается за совсем малыми игроками. Однако здесь предусмотрена ротация, которая зависит от стремлений и работоспособности самих партий, при удачном раскладе они смогут войти в Высшую лигу.

Политолог Станислав Белковский уверен, что идея запрета создания блоков на этапе выборов укладывается в стратегию Кремля по стимулированию системной и ослаблению несистемной политики.

— Стратегически это укладывается в линию Кремля по стимулированию системной политики и дестимулирования несистемной. То есть если вы прошли в Думу и стали системными игроками, то можете делать всё что угодно. Если же вы пока внесистемные игроки — на вас распространяется целый ряд ограничений, потому что мы не хотим несистемной политики. Философия идеи очевидна, а вот ее результативность сомнительна, поскольку российская политика активно востребует новые фигуры и новые структуры, которые совершенно не обязательно являются системными, — утверждает эксперт.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин назвал законопроект «вариацией закона о запрете блоков». По его мнению, маленьким партиям бессмысленно вступать в блок после прохождения в парламент, поскольку проще договориться с партией власти, чем создавать противоречивое и конфликтное объединение.

— Единственное, для чего стоит объединяться после прохождения в Думу, — это раздел руководящих должностей. Для этого целесообразно создавать блоки. Но для России это абстрактное рассуждение. Большинство у «Единой России», и всем надо договариваться с ней, а тут удобно действовать в индивидуальном качестве. Блок мог быть выгоден, если бы у ЕР не было большинства. Но все равно политики будут осторожны, ведь создать блок — это идти на конфликт с властью. Значительно удобнее договориться с ЕР, чем создавать очень противоречивый многопартийный блок, и еще при этом портить отношения с властью. Сомневаюсь, что это получит большое распространение. Может, в каких-то муниципалитетах. Но это скорее будет исключение из правил, — полагает Макаркин.