События и комментарии экспертов фонда

  |  25 октября, 2013   |   Читать на сайте издания

Регионы готовят к банкротству

Министерство финансов готовит законопроект, который даст право правительству ставить перед президентом вопрос о доверии губернатору в случае, если администрация его региона просрочила платежи по кредитам. Таким образом политическая судьба руководителей 83 субъектов Российской Федерации будет поставлена в прямую зависимость от того, насколько хорошо они смогут сбалансировать бюджеты своих регионов — а это будет очень непросто сделать с учетом практически остановившегося экономического роста и социальных выплат, которые центр постепенно перекладывает на плечи регионов.

По словам замглавы департамента межбюджетных отношений Минфина Дарьи Хворостухиной, разрабатываемый в ведомстве документ обяжет губернатора заключать соглашение с федеральным Министерством финансов в том случае, если объем просроченных обязательств региона превысит 10 процентов от общего объема доходов. План по восстановлению платежеспособности региона, по проекту Минфина, должен будет утверждаться еще в законодательном собрании.

Если же выполнение планов не даст никакого эффекта, Минфин уверен, что правительство должно быть вправе внести президенту предложение об отстранении от должности губернатора.

Впрочем, через несколько дней после обнародования своих инициатив, чиновники Министерства финансов поспешили заверить, что подготавливаемый законопроект не направлен против конкретных регионов, а пишется, так сказать, впрок.

Заместитель министра финансов Леонид Горнин заверил, что в России нет регионов, к которым необходимо применять санкции, по всей стране ситуация вполне управляема. Иногда, впрочем, федеральный центр вынужден поддерживать регионы бюджетными кредитами для реструктуризации долгов.

При этом Горнин отметил, что государственный долг десяти регионов, в том числе Мордовии, Вологодской и Костромской областей, превышает уровень в 100 процентов от собственных доходов. Однако в среднем по стране долг региональных бюджетов составляет примерно четверть от собственных доходов.

Впрочем, беспокойство федерального Министерства финансов за бюджетное благополучие российских регионов вполне объяснимо. В 2013 году, по данным Минфина, несмотря на небольшой рост собственных доходов регионов, номинальные доходы бюджетов даже сократились по сравнению с прошлым годом — это произошло за счет резкого уменьшения размера трансфертов из федерального бюджета.

Одновременно с сокращением доходов на плечи регионов легла тяжкая ноша финансирования «майских указов» президента Путина — изданных на основе предвыборной программы президента документов, в которых, помимо прочего, гарантируется повышение зарплаты бюджетников до среднего по экономике региона уровня.

В итоге в целом по России профицит региональных бюджетов по сравнению с прошлым годом сократился в пять раз, если в 2011 году он превышал 17 процентов, то в 2013 близок к нулю.

Увеличение нагрузки на бюджеты заставляет регионы искать новые источники финансирования: в условиях общего замедления экономического роста собираемость налогов увеличить достаточно сложно, так что многие прибегают к заимствованиям. Неумелое управление долгом в будущем и может привести в итоге к проблемам с возвратом денег — то есть к фактически банкротству регионов.

В тоже время далеко не все регионы рассматривают «майские указы» Путина как «лишнюю нагрузку». Глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов в разговоре с «Полит.ру» рассказал, что для некоторых регионов, в том числе для северных, увеличение зарплат учителям и врачам жизненно необходимая инвестиция, иначе в регионах будет слишком сильная текучка кадров. «Там где вложения сопряжены с укоренением рабочей силы, они будут оправданы, — сказал Давыдов. — Если региональные администрации найдут правильный угол зрения на выполнение "майских указов", то это пойдет регионам на пользу».

В тоже время набравшие долги региональные власти вынуждены теперь самостоятельно их администрировать, сокращая другие свои расходы. Очень тяжело будет тем регионам, в которых и без «майских указов» была непростая бюджетная обстановка, уверен Леонид Давыдов. Но если в регионе развивается какой-то бизнес, то особых проблем быть не должно.

При этом в банкротстве регионов Леонид Давыдов не видит ничего ужасного. Во-первых, существует процедура введения внешнего управления и сильных социальных потрясений за ним последовать не должно — зарплаты бюджетникам, согласно закону, будут выплачиваться в первую очередь. Во-вторых, возможность банкротства окончательно сделает российские регионы акторами экономической жизни страны.

Леонид Давыдов считает, что даже в случае отставки главы региона из-за проблем с финансами, федеральный центр больше не будет тратить свои ресурсы для «продавливания» на региональных выборах собственных кандидатов в губернаторы. «Я не думаю, что на сегодняшний день федеральные власти будут тратить свой ресурс на то, чтобы продавливать заведомо непопулярных на территориях людей. Дело не в том, что "хочется-не хочется", есть целесообразность, регионы должны брать свою часть ответственности в это непростое время», — сказал Леонид Давыдов «Полит.ру». Видоизмененный принцип назначения «варягов», по мнению Давыдова, может сохраниться в регионах, где «не из кого выбирать».

Главное проблемой Москвы в региональной политике будет не то, что на выборах может победить «не тот»: как показала практика, практически с любым адекватным политиком возможно вести диалог о совместной работе. Проблемы, уверен Давыдов, могут возникнуть, если будет избран «никудышный» политик, который окажется неспособен к продуктивной работе. «Надо говорить не о неугодных, а о неспособных к работе. Выборы и площадная политика это одно, а ежедневный труд, подчас многочасовой, это совсем другое», — сказал Давыдов.

ИЛЬЯ КАРПЮК