Деловой подход к «Правому делу»: «Эти выборы подведут черту под старыми либеральными проектами»
«Правое дело» во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым включается в борьбу за мандаты на думских выборах. Перспективы самого обсуждаемого проекта политического сезона пока туманны. Все изменит назначенный на 29 февраля партийный съезд. Удастся ли реанимированной партии в обновленном составе отобрать у парламентской четверки хоть одно депутатское кресло – вопрос открытый. Для чего проект Титова поддерживают из Кремля и почему конкурентов стоит опасаться эсерам – в материале «ФедералПресс».
В понедельник в Москве пройдет съезд «Правого дела», которое планирует возглавить Борис Титов. В начале 2016 года бизнес-омбудсмен заявлял, что намерен повести в парламент «партию бизнеса». Позже стало известно, что новая структура будет сформирована на базе «Правого дела», имеющего право выдвигать списки без сбора подписей. Потенциальный лидер уже высказал намерения сменить название, дать новую идеологию партии, а также привлечь в ее ряды перспективных кандидатов для выдвижения на выборах в Госдуму. Вполне вероятно, что в команду уполномоченного по защите прав предпринимателей войдет бывший эсер Оксана Дмитриева и ее коллеги-депутаты, также покинувшие «Справедливую Россию». Кроме того, в федеральном политсовете «Правого дела» сделают ставку на бывших единороссов и членов Общероссийского народного фронта, ранее не имевших отношения к партии, а также на близких к Титову бизнесменов – членов организации «Деловая Россия». По данным «Коммерсанта», одним из них может стать севастопольский предприниматель Олег Николаев – руководитель местного отделения «Деловой России».
«Поменяться должно многое. Прежде всего – персональный состав федерального и региональных политсоветов», – рассказал «ФедералПресс» член политсовета «Правого дела» Олег Мошкарев. По прогнозам собеседника, в партии ожидается замена более половины от общего состава руководителей, причем процесс нельзя назвать бесконфликтным. Больше всего проблем наблюдается в регионах, где отношения между партией и «Деловой Россией» не наработаны. «Параллельно ведутся серьезные исследования по округам, делаются опросы, на местах идут переговоры о возможном сотрудничестве», – отметил Мошкарев.
Заявленный проект Титова уже стал самым обсуждаемым в текущем политическом сезоне, однако реальных шансов на победу у партии нет, считают опрошенные «ФедералПресс» политологи. «Вероятность того, что партии Титова предназначена роль спойлера, выше, чем вероятность того, что Кремль реально хочет создать ей благоприятные условия для прохождения в Думу», – говорит заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов. По словам эксперта, перспективы новой структуры будут зависеть от того, каких людей сможет привлечь Титов.
Электоральный потенциал новой партии может быть расширен путем создания коалиции между Титовым и Дмитриевой. Включение в список депутата и ее группы поможет проекту увеличить поддержку за счет избирателя «Справедливой России» и лояльных либералов. Однако учитывая политический бэкграунд Дмитриевой, нельзя исключать, что с помощью «Правого дела» бывший депутат от «Яблока» и СР пытается решить проблему сохранения своего места в парламенте за счет выборов в одномандатном округе и заодно – своих позиций в петербургской политике.
«Она [Оксана Дмитриева] очень агрессивный, популистский политик с четкими электоральными месседжами. В то же время она представляет левопопулистскую идеологию, Титов – администрацию президента. Они в принципе очень плохо совместимы. Это такой ситуативный альянс», – дает оценку союзу руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников.
Коалиция с Дмитриевой не позволяет партии рассчитывать на преодоление пятипроцентного барьера: популярный в Ленинградской области депутат будет занята своим избранием по одномандатному округу, а в одиночку бизнес-омбудсмен кампанию не вытянет. Чтобы добиться успеха на выборах, партии необходимо серьезное кадровое усиление, подчеркивает Игнатов. Кроме того, Титову как системному человеку будет сложно убедить даже умеренно либеральную аудиторию. Воспользоваться тем, что население недовольно экономическим кризисом, представить себя в качестве реальной альтернативы проводимой социально-экономической политике партии ему будет трудно из-за его тесных связей с властью: либеральный электорат плохо голосует за лояльные проекты, считает эксперт.
Новая партийная конструкция строится поздно, за несколько месяцев невозможно перестроить сложившуюся систему парламентской четверки, отмечает Колесников. Он акцентирует внимание на том, что Борис Титов уже имел неудачный опыт партстроительства и вряд ли сможет выглядеть на этих выборах убедительно. В октябре 2007 года Титов был избран в высший совет «Единой России», уже в 2008 году приступил к созданию новой правой партии и возглавил высший совет «Гражданской силы», которая расценивалась как проект Кремля. В ноябре этого же года Демократическая партия России, «Гражданская сила» и Союз правых сил были распущены и учреждена новая партия «Правое дело», одним из сопредседателей которой стал Борис Титов. В феврале 2011 года из-за разногласий с другими руководителями партии он покинул пост сопредседателя (в июне единоличным лидером партии был избран Михаил Прохоров), а еще через год был назначен уполномоченным при президенте России по защите прав предпринимателей. «Главный фигурант уже не единожды «пробовал эту воду», был крайне неуспешен, в том числе потому, что де-факто выполнял роль спойлера, даже если этого не хотел. К тому же Титова нельзя назвать правым либералом – это скорее дирижист-государственник левоцентристских взглядов», – отмечает Колесников.
«Протестные голоса у партии собрать не получится – избиратель за нее голосовать не будет. Провластные не получится тоже, потому что власть мобилизует свои ресурсы вокруг поддержки базового магистрального списка», – считает политолог Александр Кынев. По его словам, у партии нет ярко выраженной ниши, за счет которой можно выиграть. «У того же «Яблока» и «Парнаса» идеологическая составляющая выражена гораздо более четко», – говорит эксперт. Успешной избирательной кампании помешает также отсутствие во главе списка харизматичных лидеров и достаточно высокая конкуренция внутри условно-демократических проектов. К тому же Титов никак не тянет на оппозиционера – проект изначально позиционируется как провластный.
Другого мнения придерживаются близкие к Кремлю эксперты. Так, возможный успех «новых правых» допускает глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Экс-начальник управления внутренней политики администрации президента считает, что реанимированный проект политическим игрокам стоит воспринимать серьезно. «Надо понимать, что эти выборы подведут черту под старыми либеральными проектами в России с нынешним списком лидеров и нынешней риторикой. Либеральная демократическая партия (в данном случае я не имею в виду ЛДПР) нужна. Причем ее электорат – не столько «рассерженные горожане», сколько интеллигенция, предприниматели, представители среднего класса», – говорит Костин.
По его словам, до событий в Крыму потенциальная поддержка такой партии составляла около 15 процентов. Сейчас от той части либералов, которые выступили против национального консенсуса по Крыму, отвернулась значительная часть сторонников. В результате этот политический фланг разделился на либералов-патриотов и западников. «Сейчас электорат либералов, по некоторым исследованиям, в целом составляет около 12 процентов. Если считать, что явка на выборах может быть около 50 процентов, то суммарно все либералы теоретически могли бы получить поддержку на уровне шести процентов. Главный вопрос – получится ли реализовать это в оставшиеся до выборов полгода. Одним словом, задача перед Борисом Титовым стоит не линейная, но именно поэтому и очень интересная», – оценивает перспективы «Правого дела» глава ФоРГО.
По данным исследования Центра политической конъюнктуры, косвенным свидетельством серьезности намерений власти относительно партии является вброшенное на прошлой неделе сообщение о том, что администрация президента препятствует усилению малых партий и заключению дальнейших коалиций между ними, кроме новой партии на базе «Правого дела». Однако, по мнению экспертов, о каких-либо привилегиях для проекта Титова говорить пока рано. «Никакого админресурса у них нет, не было и не будет. Сегодня «Правое дело» имеет лишь информационную поддержку – присутствие в медиа, донесение своей позиции до избирателей и так далее», – считает генеральный директор аналитического центра «Московский регион» (АЦМР) Алексей Чадаев. По словам политолога, новую партию в Кремле используют в основном для выравнивания баланса в политической повестке выборного года: «В канун выборов в повестке должна присутствовать либеральная критика правительства справа: когда власть все критикуют только слева, возникает определенный перекос». По мнению Чадаева, партии вряд ли удастся преодолеть пятипроцентный барьер, и «даже во главе с Титовым сделать это будет маловероятно». Эксперт отмечает, что куда большие перспективы политик имел бы при слиянии с «Родиной». «Патриотическая партия предпринимателей – это уже любопытно. Судя по социологии, многие ждут появления такого проекта и, в первую очередь, – в правительстве», – говорит он.
Политологи не исключают, что в преддверии выборов проект Титова может выполнять функции по сдерживанию критики правительства парламентской оппозицией и недопущению повторения развернутой кампании эсеров против премьер-министра Дмитрия Медведева «Делай или уходи!». Известно, что спустя неделю после начала сбора подписей за отставку главы кабмина свой пост покинул единственный губернатор из «Справедливой России» – глава Забайкальского края Константин Ильковский. Эксперты допускают, что таким образом Кремль мог наказать наиболее слабую и зависимую от его благорасположения оппозиционную парламентскую партию за увлечение радикальной повесткой. Одновременно, указывая на расширяющийся потенциал проекта Титова, власть сигнализировала, что выбывание эсеров из парламента не будет представлять никакой опасности для устойчивости политической системы. «Пока есть все признаки того, что проект Титова используется, чтобы держать эсеров под контролем и не позволять им увлекаться радикальной политикой», – считает Олег Игнатов.
Однако по мнению главы ФоРГО Константина Костина, поводов для беспокойства у эсеров нет. Гораздо более серьезными конкурентами, чем проект Титова, для справедливороссов являются партии, входящие в ОНФ («Родина», «Патриоты России»). Они борются за того же избирателя, их системность не вызывает сомнений. «Правое дело» – тоже системная партия, но борется совершенно за другие электоральные группы – это предприниматели и представители интеллигенции, а ее основными конкурентами являются либералы-западники («Парнас» и незарегистрированная Партия прогресса Навального). «Место эсеров в Госдуме «Правое дело» не займет – слишком разные программы, слишком разная повестка и задачи по мобилизации сторонников», – говорит Костин. По словам политолога, задача Бориса Титова заключается в том, чтобы привлечь на свою сторону избирателей из других социальных групп – например, предпринимателей, которые голосуют за самые разные партии, в том числе за коммунистов.