События и комментарии экспертов фонда

  |  18 февраля, 2016   |   Читать на сайте издания

Кремлевский политолог рассказал, кто сколько мест получит в Госдуме. «Где гарантия, что мы опять не столкнемся с «Болотной?»

«Единая Россия» усилит свои позиции в Госдуме, непарламентские партии попадут только через одномандатников, шансы несистемной оппозиции стремятся к нулю, зато могут хорошо стартовать «новые правые». Таков прогноз на предстоящие осенью выборы в Госдуму от руководителя Фонда развития гражданского общества Константина Костина.
 
Шансы политических партий на успех на парламентских выборах-2016 близкий к Кремлю политолог оценил в интервью агентству «Интерфакс». По его мнению, впервые в истории России на выборы будет сильно влиять международная обстановка. «Я имел ввиду непрекращающееся давление на Россию, западные санкции, но также и реальный рост влияния нашей страны на глобальные мировые процессы, и очевидные успехи операции российских ВКС в Сирии, — пояснил Костин. — Очевидно, что первые два тезиса будут эксплуатироваться в риторике либералов-западников, а два других — найдут отражение в программах „Единой России“, думской оппозиции и других патриотически-ориентированных партий, поддержавших шаги президента на международной арене».
 
По мнению политолога, гораздо большее влияние на выборах окажут внутренние, в первую очередь экономические факторы. «Впервые с 1999 года выборная кампания будет проходить в условиях кризиса (кампании 2003, 2007, 2011 годов проходили на фоне благоприятной социально-экономической ситуации), — отмечает руководитель ФоРГО. — 75% граждан заявляют о том, что они лично на себе ощутили негативные последствия кризиса: люди стали меньше покупать, причем речь не только об автомобилях и шубах, но и о мебели, бытовой технике и даже некоторых продуктах питания. Конечно, эта тема станет одной из основных, а может быть и самой главной в предвыборных дискуссиях». В связи с этим избиратели больше чем когда-либо будут ждать от кандидатов внятных программ по развитию экономики страны, поддержанию и развитию социальной сферы«. 
Высказывая прогнозы по раскладке мест в новой Госдуме, Константин Костин ссылается на данные опроса, проведенного на днях „Левада-Центром“. Согласно ему, если бы выборы проходили в ближайшие выходные, то „Единую Россию“ поддержали бы 65% (из тех, кто определился с выбором), КПРФ — 16%, ЛДПР — 8%, „Справедливую Россию“ — 5%. „Что касается оппозиции, то согласно этому же опросу, Алексей Навальный в качестве лидера Партии прогресса (которой, кстати, на практике не существует) получает 2%, ПАРНАС — 1%, — говорит политолог. — По 1% — ‚Яблоко‘, ‚Родина‘, ‚Патриоты России‘, ‚Альянс зеленых — Народная партия‘ и ‚Гражданская платформа‘.
 
Таким образом, ‚Единая Россия‘ сохранит лидерство, почетное второе место и звание главной оппозиционной силы оставит за собой КПРФ, а за третье место будут бороться ‚справедливороссы‘ и ЛПДР. Шансы оппозиционеров, по оценке политолога, находятся ‚на уровне статистической погрешности‘. ‚Для непарламентских партий, особенно, для созданных после 2012 года, эти выборы — момент истины, — считает Костин. — Те, кто не сумеют набрать 3% или получить представительство хотя бы по одномандатным округам, окажутся в крайне уязвимом положении в течение последующих пяти лет по сравнению с теми, у кого это получится — государственное финансирование и парламентская трибуна, на мой взгляд, станет необходимым условием для дальнейшего развития партий‘.
 
При этом, по мнению главы ФоРГО, новых протестов типа ‚Болотной‘ после выборов ожидать не стоит. ‚Главный посыл внутриполитического блока Кремля в последние годы — проведение конкурентных, честных и прозрачных выборов, — отмечает политолог. — Для этого многое сделано: внедряются новые стандарты наблюдения за выборами, практически покончено с практикой снятия зарегистрированных кандидатов под надуманными предлогами, исчезли жалобы на трудности доступа к электоральным процедурам… Если результаты выборов будут отражать сложившиеся объективные политические предпочтения граждан и признаны обществом, то никаких серьезных причин для поствыборной протестной активности типа ‚Болотной‘ не останется“.