| 18 февраля, 2016 | | | Читать на сайте издания |
Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин в интервью «Интерфаксу» проанализировал текущую предвыборную гонку с точки зрения электоральных технологий и дал прогнозы о политической жизни страны после федеральных выборов.
Прежде всего, по мнению главы ФоРГО, стоит понимать, что предвыборная гонка проходит на фоне сложной международной обстановки, включая непрекращающееся давление на Россию и западные санкции. С другой стороны — растет влияние России на глобальные мировые процессы, не стоит забывать и об очевидных успехах операции российских ВКС в Сирии.
Очевидно, что первые два тезиса будут эксплуатироваться в риторике либералов-западников, а два других — найдут отражение в программах «Единой России», думской оппозиции и других патриотически-ориентированных партий, поддержавших шаги президента на международной арене. Если же учесть, что большинство граждан поддерживают курс власти на отстаивание национальных интересов страны, то в этом вопросе электоральное пространство либералов весьма не значительно,
говорит Костин.
По словам политтехнолога, одна из важнейших внутренних особенностей кампании-2016 — это то, что впервые с 1999 года она будет проходить в условиях кризиса, ухудшения социального самочувствия. «Кампании 2003, 2007, 2011 годов проходили на фоне благоприятной социально-экономической ситуации, — продолжает эксперт. — Но нужно понимать, что апокалиптические картины, рисуемые некоторыми экспертами и СМИ как традиционными, так и новыми, я имею в виду, в первую очередь, социальные сети, подчас оказываются далеки от реалий жизни».
Вместе с тем кампания проходит с высоким уровнем политической конкуренции, так как главная заявленная властью задача сегодня — это обеспечение легитимности избирательного процесса и его результатов за счет открытости, прозрачности и отказа от использования административного ресурса,
подчеркивает Костин.
Что касается расстановки сил в обновленной нижней палате парламента, Костин склонен доверять социологическим исследованиям: согласно опросу «Левада-Центра», проведенному 22−25 января, если бы выборы в Госдуму проходили в ближайшее воскресенье, то «Единую Россию» поддержали бы 65% тех, кто готов голосовать и определился с выбором, КПРФ — 16%, ЛДПР — 8%, «Справедливую Россию» — 5%.
Если говорить об оппозиции, то согласно тому же исследованию «Левады», Алексей Навальный в качестве лидера Партии прогресса, которой, кстати, на практике не существует, получает 2%, ПАРНАС — 1%. По 1% - «Яблоко», «Родина», «Патриоты России», «Альянс зеленых — Народная партия» и Гражданская платформа.
«Сложатся ли проценты Навального и ПАРНАСа — большой вопрос, учитывая непростые взаимоотношения лидера „Партии прогресса“ и Михаила Касьянова», — добавляет эксперт.
Текущие предпочтения граждан показывают, что с высокой долей вероятности лидером избирательной гонки станет «Единая Россия». Звание главной оппозиционной силы или почетное второе место сохранит за собой КПРФ. Борьба за третье место развернется между ЛДПР и «Справедливой Россией», хотя, на сегодняшний день, шансы либерал-демократов выглядят предпочтительнее.
«Рейтинги непарламентских партий на сегодняшний день находятся на уроне статистической погрешности, — констатирует политолог. — Вообще, для непарламентских партий, особенно, для созданных после 2012 года, эти выборы — момент истины. Те, кто не сумеют набрать 3% или получить представительство хотя бы по одномандатным округам (хотя, лучше бы получить и то, и другое), окажутся в крайне уязвимом положении в течение последующих пяти лет по сравнению с теми, у кого это получится — государственное финансирование и парламентская трибуна, на мой взгляд, станет необходимым условием для дальнейшего развития партий».
Костин также допускает, что теоретические шансы на успех имеют новые правые с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, который готов пойти на выборы с партией «Правое дело». «Надо понимать, что эти выборы подведут черту под старыми либеральными проектами в России с нынешним списком лидеров, и нынешней риторикой. Либеральная демократическая партия (в данном случае, я не имею ввиду ЛДПР) нужна. Причем, ее электорат — не столько „рассерженные горожане“, сколько интеллигенция, предприниматели, представители среднего класса», — утверждает Костин.
Очевидно, что Титов предпринимает попытку нащупать «точку сборки» для либеральных, патриотически настроенных избирателей. Данная электоральная группа очень разборчивая и уже много раз обманутая, поэтому на предстоящих выборах «Правому делу» даже во главе с Титовым будет очень непросто преодолеть 5-процентный барьер. Хотя, потенциал, безусловно, есть. Особенно если будет сделана ставка на расширение электоральной базы этой обновляющейся политической силы за счет представителей малого и среднего бизнеса, которые часто не ходят на выборы или голосуют за другие партии, иногда даже за левые. Главный вопрос — получится ли реализовать это в оставшиеся до выборов полгода. Одним словом, задача перед Борисом Титовым стоит не линейная, но именно поэтому и очень интересная.
Говоря о возможных акциях протеста типа «Болотной» после думских выборов, Костин напоминает о главном посыле внутриполитического блока Кремля в последние годы — проведение конкурентных, честных и прозрачных выборов. По его мнению, эта позиция дает гарантии от повторения «Болотной»:
Внедряются новые стандарты наблюдения за выборами, практически покончено с практикой снятия зарегистрированных кандидатов под надуманными предлогами, исчезли жалобы на трудности доступа к электоральным процедурам. Поэтому, думаю, что серьезных претензий, которые могли бы повлиять на легитимность результатов кампании, не будет. Крайне важно использовать положительный опыт выборов Президента РФ в 2012 году, а именно по использованию онлайн трансляций с установленных на избирательных участках видеокамер. В Москве такое решение уже принято. Было бы хорошо, если бы эта инициатива нашла свое воплощение и в других регионах. Это снимет большое количество вопросов.
«Если результаты выборов будут отражать сложившиеся объективные политические предпочтения граждан и признаны обществом, то никаких серьезных причин для поствыборной протестной активности типа „Болотной“ не останется», — заключил глава ФоРГО.