| 22 октября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
С начала весны квасные патриоты и непримиримые борцы с режимом ехидно потирали руки, ожидая, что хилый организм КСО с минуты на минуту испустит дух за ненадобностью. И, наконец, торжественный для этих категорий граждан момент настал! «Круглый стол» объединенной оппозиции прекратил свое существование.
Предпосылок к этому было немало. Падение митинговой активности, утрата сиюминутной актуальности лозунга «честные выборы», отказ от выдвижения «фронтмэнов» Болотного протеста, раскол внутри самой «несистемной» оппозиции, выход публичных политиков и авторитетных членов из числа участников, отсутствие видимых результатов работы, если не считать оными публичную поддержку Алексея Навального в качестве кандидата в мэры Москвы. В разное время «тусовку 45» покинули Владимир Пионтковский, Максим Кац, Ольга Романова, Сергей Пархоменко, Дмитрий и Геннадий Гудковы, а также Евгения Чирикова. Все это не добавляло ни авторитета, ни легитимности аморфной организации.
Через год после созыва экспертам, да и просто гражданским активистам стало понятно, что идея откровенно провалилась. Гора, в лице общегражданского протеста, позиционировавшаяся чуть ли не как «альтернативный парламент», родила не то, что мышь, - божью коровку. В результате, на сегодня в дееспособность органа верят считанные единицы публичных экспертов. Преимущественно, сами члены КСО, да и то не все. Всех остальных год работы этого органа, мягко говоря, не убедил.
Политолог Алексей Мухин объясняет неудачи объединенной оппозиции идеологическими разногласиями. Мол, либералы, националисты и коммунисты с богемой никак не могут договориться. О степени взаимного неприятия можно судить по паблику в социальной сети видного московского активиста «Левого Фронта» Василия Кузьмина. Радикал, не то оставленный «за старшего» в отсутствие находящегося под домашним арестом Сергея Удальцова, не то взваливший на себя эту миссию самостоятельно, предостерег своих соратников в от возможного участия в выборах в КСО-2 (В КСО-1 «отобрались» Сергей Удальцов, Леонид Развозжаев и Алексей Сахнин). Мол, исключат из организации, еще и физиономию разобьют! Так что, судя по всему, новый созыв, если оный случится, обойдется без левых, а если оные и будут, то представят там только самих себя, и то в весьма нетоварном виде.
По мнению политолога Алексея Макаркина КСО последовательно уничтожал сам себя, ссорясь по незначительным, детсадовским поводам. Попытка исключить националиста Бондарика за гомофобию, стойкое и решительное «нет» мэрским амбициям «нового левого» Удальцова – все это никак не отвечало ожиданиям людей, потрудившихся верифицироваться на сайте и поставить огромное количество галочек. За целый год «координаторы» не смогли подготовить необходимую базу для создания мини-КСО регионального масштаба, что также серьезно бьет по перспективам организации.
Политолог, руководитель Экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов считает дальнейшее существование структуры бессмысленным, ввиду отсутствия внятной повестки дня у либералов «старой формации». А «новые либералы», наподобие Ильи Яшина, считают, что КСО не смог стать полноценным институтом народовластия и должен прекратить свое существования.
Не до конца ясно, нужен ли КСО и членство в нем Алексею Навальному, который с сентября 2013 года стал представлять, как фигура, куда большую политическую ценность, чем все участники «кружка по интересам». На выборах мэра Москвы за него проголосовало в 20 раз больше, чем за любого другого коллегу по совету. Если главный оппозиционер страны откажется возглавить список, на перспективах организации можно смело ставить крест. Может, для единой оппозиции оно и к лучшему?
Обозреватель Noteru.com Родион Субботин