События и комментарии экспертов фонда

  |  21 октября, 2013   |   Читать на сайте издания

Интернет попал под наружное наблюдение

Федеральная служба безопасности (ФСБ) хочет получить максимальный контроль над информацией в интернете. Об этом пишет сегодня газета «Коммерсант», в распоряжении которой оказалось письмо компании «Вымпелком», направленное в Минкомсвязь. В этом документе оператор высказывает ряд замечаний к проекту приказа министерства об оперативно-розыскных мероприятиях в интернете. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, полагают, что речь идет не об ужесточении цензуры в Сети, а лишь о совершенствовании уже имеющихся у спецслужб систем контроля интернет-трафика

В соответствии с проектом приказа Минкомсвязи, с 1 июля 2014 года все интернет-провайдеры обязаны установить на свои сети оборудование для записи и хранения интернет-трафика на срок не менее 12 часов, причем спецслужбы получат прямой доступ к этим записям. Под контроль, например, попадут телефонные номера, IP-адреса, имена учетных записей и адреса электронной почты пользователей социальных сетей.

Операторы связи утверждают, что некоторые положения проекта приказа противоречат Конституции, поскольку предполагают сбор и хранение данных до решения суда. В частности, в письме, подписанном директором по аналитической поддержке взаимодействия с органами государственной власти "Вымпелкома" Алексеем Рокотяном, говорится, что ряд положений приказа нарушает права, гарантированные ст. 23, 24, 45 Конституции РФ. Кроме того, утверждают в "Вымпелкоме", проект приказа "противоречит ст. 8 федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"".

По данным СМИ, проект приказа Минкомсвязи недавно был предварительно согласован с ФСБ. Теперь документ должен пройти регистрацию в Минюсте и, как ожидается, он вступит в силу до конца года.

Между тем, специалисты по IT и социальным сетям не считают, что приказ Минкомсвязи, против которого так возражают операторы рынка, внесёт какие-то принципиальные изменения в жизнь пользователей Рунета.

«Думаю, что правила игры после вступления приказа в силу не изменятся. Сведения о пользователях и сообщения в сети Интернет итак сбирались в рамках системы СОРМ-2, теперь же ещё и провайдеры будут обязаны поставить «железку» и сами делать копию информационного потока и отвечать за сохранность данных. То есть, на самих провайдеров возлагается больше обязанностей, по сути же мало что меняется», - считает генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.

Кроме того, Ашманов подчеркивает, что и в других странах, в том числе и в США, спецслужбы давно имеют доступ к персональным данным и переписке, что прекрасно показал недавний инцидент с Эдвардом Сноуденом.

Про дело Сноудена вспоминает также эксперт по социальным медиа Ольга Архарова, которая разделяет мнение Игоря Ашманова о том, что вряд ли приказ Минкомсвязи как-то существенно изменит жизнь пользователей интернета.

«В рамках антитеррористической работы спецслужбы и так могут прослушивать переговоры и иметь доступ к электронной почте. То есть, фактически никаких принципиальных изменений в практике не происходит. Другое дело, что политизированные интернет-пользователи получают очередной повод поговорить о свободе слова и своих правах»

Серьезных последствий для Рунета после принятия этого документа не видит и эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян. Однако он сомневается в том, что приказ Минкомсвязи будет принят в нынешнем виде.

«Что касается самого приказа, который явно согласовывался с представителями спецслужб, то мне кажется, что в таком виде он не будет принят, так как в нем есть ряд спорных моментов», - считает Апетьян. - В частности, он не соответствует Конституции, которая запрещает анализировать и собирать чужие персональные данные без решения суда»

По мнению Апетьяна, не совсем понятно, чем этот законопроект сможет помочь нашим спецслужбам. «Вряд ли злоумышленники будут совершать какие-то противоправные действия через открытую сеть. Для этих целей давно уже используются подключения, вроде VPN или «Тора» и шифрованное расширение траффика. То есть, тот, кто хочет скрыть собственную активность в интернете, и дальше будет её успешно скрывать», - считает эксперт.