События и комментарии экспертов фонда

  |  21 октября, 2013   |   Читать на сайте издания

"Меру допустимого должны определять профессионалы в сфере безопасности"

Полиция необоснованно применила физическую силу в ходе задержания Орхана Зейналова, обвиняемого в убийстве жителя Бирюлево Западное, считают в Совете по правам человека. Однако сотрудники правоохранительных органов должны были минимизировать риск сопротивления со стороны Зейналова, напоминают эксперты.

Задержание Орхана Зейналова вызвало вопросы у Совета по правам человека. В организации подчеркнули, что у российской полиции не было никаких оснований применять насилие в отношении Зейналова. Его обвиняют в убийстве жителя московского района Бирюлево Западное Егора Щербакова. Сотрудники полиции слишком грубо обращались с гражданином Азербайджана, однако подобные случаи происходят регулярно, заявил председатель "Комитета за гражданские права", член СПЧ Андрей Бабушкин.

"Оценка действий полиции, в основном, положительная. Но я должен отметить, что, к сожалению, имели место случаи и обоснованного применения спецсредств, и необоснованного применения физической силы. У нас есть видеозаписи, когда людей, которые ничего не делают, ни на кого не кидаются, ничего противозаконного не совершают, внезапно хватают сотрудники полиции и куда-то начинают их таскать. Среди задержанных таких людей, оказалось, есть определенный процент", — говорит он.

Бабушкин отметил, что закрытие овощной базы в Бирюлеве нанесло удар по кошельку москвичей, а за попыткой организации погромов могут стоять экономические интересы. Однако степень применения силы при задержании подозреваемых должны определять сами сотрудники полиции, считает председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

"Было сообщение о том, что у полиции были основания предполагать, что подозреваемый при задержании может оказать сопротивление, что у него есть соответствующие навыки и подготовка. Задача органов полиции — провести задержание таким образом, чтобы, во-первых, был задержан подозреваемый, и никто из обычных граждан при задержании не пострадал. Здесь меру ответственности и меру допустимого должны определять не столько правозащитники, сколько профессионалы в сфере безопасности", — уверен он.

Народный сход в Бирюлеве выявил несовершенства российского законодательства о митингах, рассказал на пресс-конференции в понедельник глава Совета по правам человека Михаил Федотов.

"То, что там люди проводили, они называли "народный сход". Народный сход может проводиться в населенных пунктах с населением не более ста человек. Что делать, действительно, жителям Бирюлево? Они хотят народный сход, но закон им этого не позволяет. Они должны тогда действовать по закону о митингах и демонстрациях — за соответствующее количество дней подавать заявку. Но убийство Егора Щербакова произошло за три дня до этого. Значит, они не могли уже провести никакого мероприятия. Я уже много раз говорил о необходимости пересмотра и снова убеждаюсь в том, что его действительно надо переделывать", — считает он.

Убийство жителя Москвы Егора Щербакова произошло в ночь на 10 октября в районе Бирюлево Западное. Через три дня жители района потребовали скорейшего расследования убийства. "Народный сход" перерос в беспорядки, во время которых задержали более 400 человек. В понедельник стало известно, что защита обвиняемого в убийстве Орхана Зейналова подала жалобу на решение Пресненского суда Москвы о его аресте. Об этом сообщил адвокат Зейналова Виктор Аникушкин.