| 21 октября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Мария Железнова, Лилия Бирюкова
Заседание 19 октября было финальным для Координационного совета оппозиции (КСО) первого созыва: срок полномочий истекает 22 октября. 45 членов КСО были избраны интернет-голосованием, в выборах приняло участие 80 000 человек. За год работы из совета по разным причинам — занятость, несогласие с отдельными решениями — вышло шесть человек, но на субботнее заседание из 39 оставшихся членов совета пришли только 10, еще пятеро участвовали в заседании по видеосвязи. В отсутствие кворума КСО не мог принимать легитимных решений, и заседание прошло в формате рабочей группы.
Ни дату, ни формат новых выборов КСО не утвердил. Решение, что выборы второго созыва все-таки нужны, КСО успел принять в сентябре. Не все члены совета тогда высказались за их проведение. Например, член КСО Илья Яшин заявил, что не видит в них смысла: первый созыв, по его мнению, разочаровал протестно настроенную часть общества тем, что не смог стать полноценным институтом. Совет был символом существования единого протестного движения, которое формулировало общие для разных политических сил предложения по переустройству власти, и в этом качестве остается нужным, парировал представитель члена КСО Даниила Константинова Илья.
Как рассказал «Ведомостям» член КСО из группы по подготовке выборов Сергей Давидис, группа предлагает избрать во второй совет 50 человек: 25 по пропорциональной системе от избирательных объединений (в каждом не менее трех человек), еще 25 — по единому списку одномандатников. У каждого избирателя будет 28 голосов: 3 голоса для объединения, 25 — для одномандатников. Выборы предложено сделать самоокупаемыми: взнос для кандидатов (сумма пока не определена, на первых выборах кандидаты уплачивали 5000-10 000 руб.) плюс разовый платеж для новых избирателей, но не больше 100 руб. Однако провести выборы в нынешнем году уже вряд ли получится — слишком затянулся подготовительный этап.
Интерес к выборам во второй созыв КСО наверняка будет меньше, чем в первый, но больше, чем сейчас кажется: у значительного числа гражданских активистов есть интерес к участию в организации протестного движения, хотя какая-то часть в нем разочаровалась, признает Давидис. Авторитета у КСО-2 также наверняка будет меньше, в том числе потому, что многие известные члены совета уже заявили, что не планируют переизбираться. Зато не будет завышенных ожиданий: КСО-2 будет органом проектной работы, с которой не справился первый созыв, считает Давидис.
Второй созыв должен продолжить координировать проявления общественной активности, для чего и был создан, считает Михаил Гельфанд — член КСО от неполитической группы «Гражданская платформа». Совет принял разумный, вменяемый программный документ и в том, что он получился таким, есть заслуга в том числе и гражданских активистов КСО, отмечает он.
Отсутствие видимых результатов работы первого созыва — результат в том числе затяжных препирательств между радикалами и вменяемыми членами совета, полагает Гельфанд. Нельзя сказать, что КСО стал признанной политической силой, но он был задуман иначе — как координирующий орган и в этом качестве был вполне успешен, считает Давидис.
Итоги работы КСО показывают, что тот этап протестной активности, который начался в декабре 2011 г., закончился, КСО больше нечего предложить, констатирует политолог, руководитель Экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов. По его мнению, сейчас его существование бессмысленно: повестки нет, либеральная часть оппозиции выработалась, должно прийти новое поколение с четкими целями и задачами, полагает Давыдов.