Победа на праймериз. Дорого
У кандидатов-единороссов, и раньше изрядно тратившихся на предвыборные кампании, появилась новая головная боль: праймериз. Затраты на участие в предварительных выборах могут составить от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей, то есть до трети стоимости всей кампании, говорят эксперты Znak.com. Для спонсоров это дополнительный инструмент отбора кандидатов: теперь деньги можно переводить траншами и полную сумму отдавать только в случае успешного выступления на предварительных выборах. При этом в самой процедуре скрыта опасность: многие кандидаты, занявшие на праймериз второе-третье место, будут выдвигаться от умеренно оппозиционных партий.
Миллионы на праймериз
На съезде партии «Единая Россия», прошедшем в Москве в конце прошлой недели, было принято решение обязать всех кандидатов, участвующих в предварительном партийном голосовании, подписать обязательство не выдвигаться в случае проигрыша от других партий. Однако никакой ответственности, кроме моральной, кандидаты, решившие нарушить это обещание, не понесут.
Опасения единороссов понятны, ведь уже есть тревожные прецеденты. В Рыбинске (Ярославская область) на выборах мэра популярный кандидат Владимир Денисов, занявший второе место на внутрипартийном голосовании, вышел из «Единой России» и собирается выдвигаться от партии «Родина».
Сами праймериз становятся важной партийной традицией, у которой формируется понятная экономика. Опрошенные Znak.com эксперты рассказали, что стоимость победы на предварительном голосовании ЕР может составить от нескольких миллионов рублей (в случае отсутствия внутренней конкуренции и сильной административной вертикали в регионе) до нескольких десятков миллионов рублей. А это до 30% стоимости всей кампании.
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает, что для того, чтобы посчитать стоимость победы кандидата на праймериз, сперва необходим первичный аудит, оценка его шансов на победу.
«Стоимость кампании на праймериз очень разная. Но, думаю, что от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей – если, например, кто-то захочет основной удар сделать на этапе праймериз. Например, на этом этапе можно поставить задачу выйти на узнаваемость выше 70% и рейтинг выше 30% по округу в целом», – говорит Минченко.
Его коллега Аббас Галлямов оценивает затраты на победу на праймериз как «не более трети от стоимости победы на основных выборах – 20-30 млн рублей».
«Явка на праймериз будет низкой, поэтому вести тотальную кампанию, охватывающую все 500 тысяч избирателей округа, смысла нет. Подавляющее большинство из них все равно голосовать не придут. Поэтому работа должна быть точечной, и это не потребует гигантских ресурсов. Решающее значение здесь приобретают стартовые рейтинги и способность мобилизовать своих сторонников в день голосования», – рассуждает Галлямов.
Политтехнолог Вячеслав Смирнов в разговоре со Znak.com так обосновывает сумму в 20-30 млн рублей за победу на праймериз (он согласен с оценкой Галлямова):
«Процесс выглядит примерно так. Сперва приходит потенциальный кандидат в «Единую Россию» и администрацию президента, говорит: «Хочу выдвигаться по такому-то округу». Ему отвечают: «Регистрируйся и участвуй в праймериз», но гарантий не дают. Он едет в регион, и там люди ему говорят: чтобы победить на праймериз, тебе надо сперва дать несколько миллионов региональному отделению «Единой России», а потом договориться с губернатором. Он идет к губернатору, а тот ему говорит: уже есть договоренность, что победит некий Иванов, тебе ловить нечего, но выдвигаться мы тебе не запрещаем. И в итоге у человека создается ощущение, что его где-то обманывают».
«Конечно, будут регионы, где губернатор скажет: «Да мне все равно, кто у вас на праймериз победит, мне это угрозы не создает», – продолжает эксперт. – Там будут возможны варианты конкурентных праймериз. А там, где все решено заранее, тоже будут проблемы, но уже у губернаторов. Главы регионов будут требовать от профильных замов обеспечить им красивые и конкурентные праймериз, но уважаемые люди на них не пойдут, так как даже символический проигрыш – все равно проигрыш».
В конкурентных округах стоимость праймериз будет зависеть от личности кандидата, его конкурентов и трат других участников. «Допустим, берем обычный одномандатный округ с населением 500 тысяч человек, – говорит эксперт. – Явка на выборах в Госдуму будет, к примеру, около 50%, а для победы будет достаточно примерно 40% голосов от пришедших. Так математически выясняем, что на праймериз для победы надо привести от 10 до 20 тысяч человек. Допустим, каждый голос будет стоить около 1000 рублей, это 20 млн суммарно. Плюс технические расходы. Но это – стоимость кампании с очень конкурентными праймериз, где борются за победу несколько ресурсных кандидатов», – рассуждает Смирнов.
Глава Центра Политического анализа Павел Данилин считает иначе и оценивает затраты потенциальных кандидатов на победу на праймериз в разы меньше.
«Два года назад на выборах в Заксобрание Ярославской области кандидаты на праймериз тратили на предварительную кампанию до 1 млн рублей, а сама кампания у них стоила максимум 14-15 млн рублей. Я считаю, что на довольно конкурентный округ на праймериз кандидаты закладывают до 2 млн рублей», – говорит Данилин.
«Будет финансирование траншами»
В связи с введением процедуры праймериз отношения кандидатов со спонсорами могут усложниться, говорят эксперты.
Бизнес-структуры на этот раз вряд ли охотно будут вкладываться в кампании будущих депутатов, чьи лоббистские возможности весьма ограничены, говорит глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Скажется и общий недостаток ресурсов, связанный с кризисом.
«Деньги теперь считают тщательнее, а отношениям с депутатами предпочитают выгоды общения с исполнительной властью. Уверен, что отговорка по поводу возможности вложений только по результатам праймериз будет весьма и весьма распространена», – считает Калачев.
С ним согласен Аббас Галлямов: вложения в кандидатов станут более рискованными, так как праймериз внесли элемент непредсказуемости.
Спонсоры будут стараться договариваться о победе своих ставленников заранее и фактически вести их кампании, причем вполне электоральными методами. Проблема в другом – оргкомитет может в итоге отклонить выдвижение победителя праймериз, и бизнес чувствует в этом подвох, отмечает Вячеслав Смирнов.
Евгений Минченко считает, что изменения во взаимоотношениях кандидатов и спонсоров в связи с введением процедуры праймериз не будут принципиальными. «Будет финансирование траншами. Так оно и раньше было. Если кандидат проиграет праймериз, не исчезнет же он вообще с политического поля», – говорит эксперт.
Кандидаты-перебежчики
Что же делать с теми кандидатами на «праймериз», кто, проиграв, решит сменить партийную принадлежность? Павел Данилин отмечает, что такой сценарий будет возможен скорее для выдвиженцев ОНФ, чем для состоящих в «Единой России», ведь оперативно покинуть партию практически невозможно – процесс выхода может занять до полугода.
Риск, что кандидаты, не согласные с результатами предварительного голосования, начнут переговоры с другими партиями, безусловно есть, говорит он. «Возьмут ли их – другой вопрос, – говорит Константин Калачев. – Но кто-то уже выстроил отношения, кто-то играет в две руки. Для парламентских партий выдвижение проигравших вряд ли станет распространенной практикой. Хотя такие случаи будут наверняка, особенно там, где проигравший находится в конфликте с главой региона и может списать свой провал на праймериз на этот конфликт».
Вячеслав Смирнов отмечает, что многие кандидаты могут изначально планировать занять на праймериз ЕР второе место. Это даст им возможность объявить, что «жулики и воры украли победу», и выдвигаться от другой системной партии, бескомпромиссно критикуя власти.
«Более того, кто-то может начать поддерживать слабого кандидата на праймериз, чтобы в итоге партия была вынуждена выдвинуть такого победителя, а не действительно сильных персон. Такой победитель будет более удобным спарринг-партнером на реальной кампании для выдвиженцев от тех же парламентских оппозиционных партий», – поясняет Смирнов.
Экс-руководитель управления внутренней политики администрации президента Константин Костин отмечает, что партии надо задуматься над тем, чтобы праймериз не превратились в игру ресурсов кандидатов, так как люди, приведенные на предварительное голосование административным ресурсом и подкупом, вряд ли придут на основные выборы.
Что же касается выдвижения кандидатов-участников праймериз «Единой России» на выборы в Госдуму от других партий, Костин призывает относиться к этому спокойно.
«Все парламентские оппозиционные партии и многие непарламентские рассматривают праймериз ЕР как возможности продвижения своих кандидатов, возможность поднять им известность. Безусловно, прецеденты выдвижения участников праймериз от других партий будут, но надо к этому относиться спокойно. В любом случае на реальных выборах будет куда менее комфортное соревнование, чем на праймериз», – заключает Костин.