| 18 октября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
В субботу в Москве должно состояться очередное заседание Координационного совета оппозиции, прошедшего долгий путь от крайне сомнительной избирательной кампании до полного забвения и отсутствия кворума. На носу у протестующих новые выборы, и, по мнению экспертов, это испытание КСО уже не пройдет.
В субботу на свое двенадцатое (и последнее в этом составе) заседание соберется Координационный совет оппозиции, начавший с очень амбициозной задачи, проваливший все, что можно провалить, и готовящийся набрать новых членов.
За одиннадцать заседаний до
На повестке дня у КС – выборы нового состава: старый работает уже больше года, и помешать оппозиции провести новую кампанию теперь, после выборов мэра Москвы, не должно уже ничего.
Газета ВЗГЛЯД уже писала о том, что в октябре прошлого года, когда был избран первый состав КС, к протестующим, решившим создать единый орган принятия решений, предъявлялось достаточно претензий. Выборы тогда были проведены крайне сомнительно, и легитимность Координационного совета ставилась под сомнение очень часто.
Напомним, что первые, скандальные и раскрученные в социальных сетях, выборы проводил ставший позже начальником штаба Алексея Навального политтехнолог Леонид Волков.
Своей главной задачей КС всегда считал координацию протестных акций, и тем логичней заметить, что самые крупные оппозиционные выступления в Москве (например, акция после оглашения приговора Алексею Навальному в Кирове) обошлись вообще без Координационного совета.
Он не принял никакого участия и в столичных выборах, а накануне кампании не смог собрать даже кворума (десятое заседание). Единственный проект КС, действительно им реализованный, состоял в информированииактивистов и граждан о судьбе осужденных за массовые беспорядки 6 мая прошлого года и остался незамеченным и никому не нужным.
В остальное время КС занимался регламентом, обсуждением методов борьбы с режимом и внутренними дрязгами (из-за них, скажем, организацию покинул столичный муниципальный депутат Максим Кац).
Без будущего
Эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, полагают, что надеяться КС уже не на что.
Вячеслав Данилов, исполнительный директор Центра политического анализа, полагает, что «перевыборы КСО начинаются в условиях нулевой повестки»: «Повестка большого электорального сезона 2011–13 исчерпана. Остались лишь выборы в МГД, на них-то и должна быть заточена потенциально работа КСО. Здесь есть политическое пространство и политическая логика».
Но в то, что Координационный совет эту логику видит, Данилов не верит.
«Мое право судить о КСО обосновывается не только статусом понимающего наблюдателя, но также и тем фактом, что я голосовал на прошлых выборах. Не уверен, что пойду голосовать в этот раз. И не только потому, что был разочарован как избранным составом, так и манипуляциями проходимцев. КСО за год показал свою полную беспомощность как организационная единица. Он ничего не координировал, его заседания не волновали даже ряд его членов. КСО ждали, как дожившая до сорока девица ждет первенца, а получился выкидыш. Как показала ситуация, КСО в старом формате не в состоянии реагировать на оперативные флуктуации повестки, такие как беспорядки в Бирюлево, дело против Гринписа и т. п. КСО не участвовал никак и в выборах в мэры Москвы. Он не стал структурой легитимации для Навального, тот постарался вообще дистанцироваться от КСО», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Политолог Олег Игнатов считает, что определяющей для будущего КСО является фигура Алексея Навального, но и тут никаких надежд нет: «На последнем заседании Навальный отказался от участия в рабочей группе по новым выборам в совет. Кроме того, он дал понять, что не будут участвовать в выборах и члены его команды, которые сыграли решающую роль в техническом обеспечении первых выборов. Навальный ясно просигнализировал, что в нынешнем виде КС после выборов в Москве ему больше не интересен».
«Неинтересен потому, что совет, в силу своей организации, не справился ни с функцией координации оппозиции, ни с функцией протопарламента – отметил Игнатов в комментарии газете ВЗГЛЯД. – Навальный был, пожалуй, главным интересантом существования совета. Но сейчас его легитимность в качестве неформального лидера непарламентской оппозиции исходит не от такой фантомной структуры, как КСО, а от голосов более чем 600 тысяч москвичей».
Станислав Апетьян, эксперт Фонда развития гражданского общества, полагает, что выборы во второй созыв КСО все-таки состоятся, «однако участие в них примут совсем уж маргинальные представители несистемной оппозиции, вроде тех, что сейчас состоят в так называемом Экспертном совете оппозиции».
«Никакой роли в политической жизни страны КСО играть, разумеется, не будет, а продолжит оставаться объектом критики со стороны всех, включая саму оппозицию. Маргинальный актив ЭСО будет рассматривать эти выборы как возможность пропиариться на федеральном уровне, а вот все относительно узнаваемые оппозиционные лидеры новые выборы проигнорируют, о чем многие из них уже заявили. Никто больше не хочет оказываться в этой помойке. Все равно это будет жалкое подобие и без того жалких выборов прошлого года», – рассказал Апетьян газете ВЗГЛЯД.
Те же и Бондарик
Вряд ли КС на субботнем заседании выступит в защиту одного из самых активных своих членов, националиста и председателя общественного движения «Русская партия» Николая Бондарика, который в среду был задержан в Санкт-Петербурге.
Во всяком случае, за два дня организация никак не прокомментировала деятельность Бондарика, который, по версии следствия, был создателем и руководителем организованной группы, устроившей провокации во время Курбан-байрама 15 октября.
В частности, следователи заявили, что Бондарик склонил 16-летнего подростка к тому, чтобы он ранил себя, а в Сети Бондарик распространил информацию о том, что на потерпевшего по национальным мотивам напал мигрант из Средней Азии.
Кроме того, Бондарика подозревают в том, что он предложил другому молодому человеку за 20 тыс. рублей организовать подобную провокацию.
Школьники во всем сознались, и теперь в выборах в КС Бондарик участвовать не сможет, хотя он как раз, в отличие от многих оппозиционеров, очень хотел бы.
Текст: Иван Афиногенов