Новичкам будет непросто привлечь спонсоров
Председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин полагает, что проблемы с фандрайзингом возникнут, в первую очередь, у непарламентских партий. Они не обладают устоявшимися связями со спонсорами, никто из этих партий, кроме "Яблока", не получает госфинансирование, напомнил эксперт.
"Их перспективы, их текущие рейтинги не внушают потенциальным спонсорам оптимизма. Я думаю, экономическая ситуация повлияет в целом на бюджеты, но я не думаю, что радикально, хотя, безусловно, какое-то сокращение будет", — отметил он.
Такое сокращение, уточнил глава ФоРГО, может коснуться и парламентских партий, но будет не критичным: какие-то расходы могут быть оптимизированы, от каких-то не очень обязательных могут отказаться. Новичкам же будет непросто, а их успех в привлечении средств на проведение избирательной кампании зависит от того, каковы будут их рейтинги, насколько серьезных и ярких политиков они сумеют привлечь в свои ряды и в предвыборные списки, добавил Костин.
"Избиратели любят присоединяться к тому, кто имеет наибольшие шансы победить. И соответственно спонсоры, жертвователи тоже хотят присоединяться именно к победителю", — пояснил он.
Экономия на агитации
По мнению Мухина, парламентские партии в нынешней ситуации могут сэкономить, например, на наглядной агитации. Именно агитация — самая дорогостоящая часть кампании, отметил в свою очередь Абзалов.
"Связанная с подомовыми обходами, агитационными материалами в период выборов, значительную часть составляет также агитация в СМИ. Это требует достаточно серьезных усилий — финансовых, прежде всего. Вот эту часть можно экономить", — считает политолог.
Часто в таких ситуациях используются все ресурсы, которые реально есть у кандидата, добавил собеседник агентства. Например, если кандидат является спикером и у него есть выход в СМИ, он будет использовать эти возможности, пояснил эксперт.
Агитация, по словам Абзалова, может подешеветь и за счет активного использования социальных сетей и, в целом, интернет-технологий. Дорогостоящие мероприятия вроде концертов, по его мнению, в отдельных случаях могут быть не столь целесообразны, вместо этого партии будут искать более эффективные методы агитации с учетом особенностей того или иного округа.
Эффективность избирательной кампании
Также потребуется серьезная оптимизация в сфере работы по конкретным электоральным группам, потому что на определенные типы агитации отдельные электоральные группы в принципе не реагируют, заявил Абзалов.
"Очень важным фактором этой избирательной кампании, который тоже позволит в какой-то степени экономить, будет использование совместного ресурса. У нас блокировка запрещена, но, например, общественные деятели, которые высказывают поддержку кандидату, какие-то политические группы, лидеры общественного мнения – это очень важный партнерский ресурс, который позволяет нефинансовым способ расширять электоральные базы, что особенно важно в сложной экономической ситуации", — отметил эксперт.
Одним из важных направлений экономии может стать оптимизация работы предвыборных штабов, считает он.
"И, конечно же, в большинстве случаев партии будут пытаться именно в парадигме оптимизации, конечно, использовать в основном свои ресурсы для того, чтобы максимально продвигать кандидатов, минимизируя аутсорсинг", — уверен Абзалов.