| 17 октября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Александр Литой
Кировский областной суд изменил приговор Алексею Навальному — вместо пяти лет тюрьмы по делу «Кировлеса» он получил пять лет условно. Теперь он, как и глава Вятской лесной компании Петр Офицеров, вполне может попасть под запланированную в декабре амнистию. Опрошенные РБК daily политики и общественные деятели высказались о дальнейших перспективах деятельности Навального.
«Приговор Ленинского райсуда от 18 июля в отношении Навального и Офицерова изменить, считать назначенное им наказание условным», — огласил приговор судья. Мотивировочная часть будет передана сторонам сегодня. Прокуратура, летом ходатайствовавшая об освобождении Навального и Офицерова до заседания областного суда, просила вчера суд оставить приговор без изменения.
Навального летом осудили на пять лет лишения свободы, Офицерова — на четыре и назначили штрафы по 500 тыс. руб. каждому, но были освобождены до вступления приговора в законную силу, то есть рассмотрения дела в областном суде. Приговор Ленинского районного суда сопровождался массовой несанкционированной акцией протеста в центре столицы.
Вчерашний суд длился чуть более двух с половиной часов, все ходатайства защиты Навального и Офицерова — о назначении повторных экспертиз и вызове свидетелей — были отклонены, поэтому в прениях Навальный участвовать отказался. Пока тройка судей полчаса находилась в совещательной комнате, Навальный и его сторонники настраивались на реальный тюремный срок и обсуждали в «Твиттере», под каким хэштегом будут собирать людей на Манежной площади вечером.
Решение об условном сроке Навальный и Офицеров встретили с радостью, но, поскольку они считают себя невиновными, намерены дальше обжаловать приговор. Навальный заявил, что уголовная судимость не остановит его политическую деятельность.
Владислав Наганов, руководитель ЦИК «Народного альянса»
Будет ли условный срок, было неясно до последнего момента, для меня точно. Когда Путин сказал, что удивлен приговором, это прозвучало как сигнал. Если Путин удивлен — значит, что-то не так, нужно что-то менять. Бирюлевские волнения могли что-то скорректировать, но, наверное, уже все решили, когда переносили заседание с 9 октября на 16-е. Наши планы этот суд никак не изменил — в ноябре проводим съезд «Народного альянса», далее — создаем региональные отделения.
Сурен Газарян, член КС оппозиции
Я рад, что он не в тюрьме. Как пойдет эта игра дальше, пока непонятно. Есть еще несколько дел, второй приговор будет означать реальный срок. Это вполне прагматично — не делать нового мученика и героя, но при этом держать на поводке. На мой взгляд, власти больше не расценивают Алексея как непредсказуемого противника, на выборах в Москве он показал, что умеет играть по правилам. То, что делает Навальный после выборов, мне совершенно не нравится. Он усиливает националистическую риторику, а у меня в Москве работает отец, например.
Руслан Гаттаров, сенатор, экс-руководитель «Молодой гвардии Единой России»
Это решение суда, его надо уважать. Как некая ремарка — к сожалению, получается, что можно украсть, но пойти в политику. И тебе дадут условный срок.
Станислав Кучер, член СПЧ и федерального гражданского комитета «Гражданской платформы»
Можно видеть, что чашка полупустая, а можно — что наполовину полная. Можно сказать, что власти контролируют Навального, и это будет правдой, а можно говорить, что это Навальный поставил власть в такую позицию, в которой она вынуждена с ним считаться. Его пример — другим наука. Каждый человек, чувствующий свою правоту, может создать группу последователей, которые в какой-то момент станут настолько сильны, что не позволят взять тебя и посадить.
Президентский совет по правам человека, в который я вхожу, одобрил проект амнистии, который лежит теперь у президента. Слабо верится, конечно, но, если президент подпишет его в таком виде, Навальный, естественно, подпадает под нее. Тогда ему развязываются руки как политическому деятелю. Пожалуй, это был бы и наиболее сильный ход со стороны Путина как с точки зрения сохранения себя и своей элиты во власти, так и позитивного пиара. Под эту амнистию подпадают и Навальный, и Толоконникова, и даже, по-моему, Ходорковский.
Ему будет значительно проще говорить: ребята, вы хотели, вы все получили. А все инструменты управления страной полностью остаются у него. Учитывая, что происходит вокруг Бирюлева, миграционных проблем, полицейской коррупции, опасности новых ксенофобских взрывов, для власти самое время для шагов навстречу тем, кого она считает оппозицией.
Навальный на свободе полезнее, чем за решеткой. Учитывая его риторику, она не является националистической в чистом виде. Навальный — не Баркашов. У него такой же трезвый взгляд на эти проблемы, как и у Прохорова. Никогда еще Навальный и Путин как символы старого и нового не были так близки к синергии, как сейчас.
Сергей Беляк, адвокат Владимира Жириновского
Бывает, что суды второй инстанции длятся и 15 минут. Два часа — это еще даже много. Перед заседанием судьи изучают дело. Проект решения готовится заранее. Заседание открывается, потом судьи удаляются на полчаса-час, пьют чай, выходят и оглашают решение. Судья, прежде чем выносить решение, хоть это и не предусмотрено законом, консультируется в вышестоящих судах. Тем более по громким делам. Когда судья районного суда в Кирове выносил приговор, поверьте мне, он консультировался в областном.
Такие истории, чтобы пять лет реального срока заменили на условный, бывают, но очень редко. Могу вспомнить пару случаев, другие адвокаты, наверное, тоже. Может, это благодарность ему за, скажем так, «договороспособность». Могу только поздравить Навального и его защиту. Как адвокат я рад, что на одного человека меньше сидит в российских тюрьмах. Это уникальный случай, но с правом это мало связано.
Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества
Этот приговор — прогнозируемый результат. Вопрос в том, как у него получатся дальнейшие действия в рамках системной публичной политики. Ему нужно создать свою партию, вступить в альянс с другими либеральными партиями, чтобы успешно выступить на выборах в Москве. Встает проблема поиска кандидатов для условного «списка Навального» в Мосгордуму. Нужно действовать и в других регионах, кроме Москвы. Если ты претендуешь на то, что ты — федеральный политик, как минимум в трети выборов нужно принимать участие. Я пока не уверен, что у «Народного альянса» достаточно кандидатов. Выборы мэра он провел в федеральной повестке, а в Мосгордуму так не получится. На выборах по одномандатным округам людей интересуют вопросы ремонта подъездов, а не просто «не врать и не воровать».
Сергей Митрохин, лидер «Яблока»
Поздравляю Навального с тем, что остался на свободе. Но политический характер приговора не изменился — это такое же политическое решение. Очень печально, что в России нет независимого суда. Наши политические взгляды с Навальным серьезно различаются. Он не может быть нашим союзником на выборах в Мосгордуму. Но по кандидатам по одномандатным округам мы готовы к переговорам со всеми, кроме «Единой России».