События и комментарии экспертов фонда

  |  16 октября, 2013   |   Читать на сайте издания

Условно системный оппозиционер

Условный приговор оппозиционеруАлексею Навальному и Петру Офицерову, вынесенный сегодня Кировским областным судом, лишает его права баллотироваться на любых выборах как минимум на весь срок судимости, которая считается непогашенной до окончания испытательного срока – суд определил его в пять лет обоим осужденным. Это означает, что Навальный не сможет выдвинуться ни на ближайших региональных, ни на следующих думских или президентских выборах. Между тем Алексей Навальный заявил о намерении продолжать политическую борьбу. И в ходе заседания суда, и после его завершения он привычно заявлял о политической подоплеке судебного процесса. В конце заседания он обвинил лично Владимира Путина в подготовке приговора. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков публично опроверг Навального, отметив, что вопрос о приговоре «не вопрос президента».

 

В связи с прошедшими выборами мэра Москвы, а также после диалога Владимира Путина и высокопоставленных чиновников администрации президента с представителями внесистемной либеральной оппозиции на Валдайском форуме политологи стали часто говорить о существовании курса власти на перевод внесистемной оппозиции в системное поле – в том числе через побуждение оппозиционеров к участию в выборах. Поскольку Алексей Навальный уже не сможет избираться в текущем федеральном электоральном цикле, вопрос о дальнейшей политической стратегии оппозиционера становится открытым. Он может как пытаться влиять на системное политическое поле, так и перейти к радикальной тактике, характерной для лидеров «цветных революций».
По мнению эксперта Фонда развития гражданского общества Станислава Апетьяна, занимающегося изучением российской внесистемной оппозиции, Алексей Навальный не изменит сильно свою политическую тактику в связи с условным приговором. «Я думаю, что он будет выстраивать некую сетевую квазипартийную структуру, которая, в частности, будет заниматься выдвижением кандидатов по одномандатным округам на выборах в Мосгордуму. Также продолжит и блогерскую деятельность, которая обеспечивает ему основной политический "заработок"», – считает эксперт.

Также Апетьян уверен, что Навальный не перейдет, по крайней мере, в ближайшее время, к радикальным действиям. «Я убежден почти на 100%, что в ближайший год он ничего радикального делать не будет. Обстановка явно не способствует каким-то серьезным, радикальным действиям. Даже если мы видим какие-то локальные очаги напряженности, как в Бирюлево, в целом политическая и экономическая ситуация в стране остается стабильной. Однако у него сохраняется определенный спектр потенциальных возможностей. Если мы столкнемся с серьезным политическим или экономическим кризисом в России, то он может скорректировать свою стратегию и перейти к несистемным механизмам», – говорит Апетьян. Эксперт также считает весьма вероятным участие Алексея Навального в предстоящем 4 ноября традиционном «Русском марше». «Как и в позапрошлый раз (в прошлый раз он "заболел"), Навальный вместе с Константином Крыловым, Владимиром Тором и Александром Беловым-Поткиным, в общем, с видными деятелями так называемого "русского национализма", попробует организовать там некую "национал-демократическую колонну". Потом он будет говорить, что он идет не с "зигующими молодчиками", а с умными и интеллигентными националистами, выступающими с мирными требованиями введения визового режима с государствами Средней Азии. Однако очевидно, что своим участием в этом мероприятии он будет пытаться сагитировать на свою сторону некий уличный актив», – считает эксперт.

Но «дело "Кировлеса"» – не единственное уголовное дело против Алексея Навального. Как известно, Следственный комитет расследует и другие дела, где фигурирует оппозиционер: это так называемое  «дело Ив Роше», или «дело о Главподписке», в котором помимо Алексея Навального в числе обвиняемых проходит его брат Олег, и «дело о рекламе СПС». Поскольку в обоих случаях речь идет о мошенничестве, перспектива получить приговор, предполагающий лишение свободы (как условное, так и реальное), по обоим делам весьма вероятна.

Адвокат Александр Добровинский теоретически допускает ситуацию нескольких условных приговоров. По его словам, «если процессы не связаны друг с другом, приговоры судов по другим процессам не превращают автоматически условное осуждение в реальное, если эти приговоры сами не предусматривают реальные сроки». Добровинский также исключил возможность «подпадания» Алексея Навального под готовящееся постановление об амнистии: по его мнению, правосудие уже проявило благосклонность к Навальному, осудив его на условный срок. «В период испытательного срока осужденный не должен совершать никаких правонарушений, в противном случае ему будет присужден дополнительный срок за новое правонарушение, а условный срок станет реальным», – напоминает адвокат.

Напомним, Кировский областной суд изменил сегодня приговор Алексею Навальному и Петру Офицерову: вместо реальных они получили условные сроки, испытательный срок для обоих осужденных составил пять лет. Защита Алексея Навального и Петра Офицерова в начале заседания выступила с ходатайствами о назначении дополнительной финансово-экономической и товароведческой экспертизы и о вызове в суд дополнительных свидетелей. Однако суд прислушался к доводам стороны обвинения, подчеркнувшей, что в материалах дела уже имеются все необходимые экспертные заключения, сделанные специалистами с достаточной квалификацией и опытом работы. Алексей Навальный пытался парировать это заключение тем, что данные экспертизы были проведены в рамках предыдущего, закрытого уголовного дела и, по его мнению, они свидетельствуют в его пользу, – однако суд счел эти аргументы неубедительными. Суд также отказал и в удовлетворении ходатайства о вызове дополнительных свидетелей.