| 17 октября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Анастасия Кашеварова, Андрей Гридасов
Кировский областной суд прислушался к мнению Владимира Путина. 2 августа 2013 года, выступая в молодежном лагере «Селигер», президент РФ выразил удивление в связи с тем, что одному из осужденных по делу «Кировлеса» (Вячеславу Опалеву) дали 4,5 года условно, а второму — Алексею Навальному — присудили 5 лет реального срока. В словах президента многие эксперты тогда увидели начало курса на снижение конфронтации власти с протестным меньшинством. Нынешнее решение суда как будто подтверждает готовность Кремля продолжать сложный для него диалог с оппозицией.
Однако и сам Кремль в лице пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, и оппозиция в лице Навального по своим причинам эту точку зрения не подтверждают. Официальные представители Кремля ссылаются на независимое мнение суда, а сам Навальный выражает благодарность за относительно мягкий приговор своим преданным сторонникам, а также избирателям Москвы, подержавшим его на выборах 8 сентября.
На отсутствие какого-либо хорошо продуманного плана политической «разморозки», или либерализации, частью которого мог бы являться условный срок Навальному и Офицерову, указывают и некоторые опрошенные «Известиями» эксперты. Они признают, что стратегия Кремля по включению ярких представителей оппозиции в электоральный процесс в самом деле существует. В рамках именно этой стратегии Борис Немцов стал депутатом Ярославской думы, а Евгений Ройзман — мэром Екатеринбурга. Случай Навального, по их мнению, совсем иного рода. Этот политик имел реальные проблемы с законом, и в отличие от других оппозиционеров он до сих пор проявлял полное нежелание вести диалог с властью. Во всяком случае, открытый диалог.
Между тем, по свидетельству близких к Кремлю источников, между Навальным и представителями власти существуют определенные неформальные договоренности, и это означает, что, несмотря на свою видимую жесткость, он все-таки постепенно втягивается в политический диалог и тем самым из несистемного политика становится системным.
Тем не менее об окончательной «легализации» лидера «РосПила» говорить пока рано. Вместе с условным приговором Алексей Навальный получил все связанные с ним неприятности: теперь он не сможет выехать за пределы России, участвовать в выборах, пока судимость не будет погашена, он будет занесен на всю жизнь в базы данных судимых лиц и различные ведомственные черные списки, и это будет грозить ему ограничениями при приеме на работу и трудностями в получении кредитов или разрешения на оружие. Наконец, если Навальный за время условного срока совершит какое-либо правонарушение, то его условный срок будет заменен на реальный.
Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян полагает, что существует два варианта развития дальнейшего сценария по Навальному: либо по еще одному делу, которое инкриминируется блогеру, он получит реальный срок, либо попадет под грядущую амнистию и все претензии к нему будут сняты. Но амнистия может приходиться только на дело «Кировлеса», после чего Навальный получит условный срок по делу «Ив Роше». Таким образом, по словам Апетьяна, дело фактически сгорает, но оппозиционер все еще является осужденным и не может принимать участие в выборах.
— Думаю, что позиция Кремля не является определяющим фактором в деле Навального. К нему есть действительные претензии со стороны правоохранительных органов. Решение суда не носит политической окраски, он реально заработал на условный срок либо на незначительный тюремный. Но для всех лучше условный срок, чем тюремный, — добавляет Апетьян.
По информации «Известий», администрация президента руководствовалась поставленной перед ней задачей наладить открытый диалог с оппозицией на разных уровнях, но так, чтобы не допускать заискивания перед ней и уступок по политическим вопросам. Тем не менее, как пояснил Станислав Апетьян, курс на включение несистемной оппозиции в системное поле вовсе не означает, что представители власти не будут бороться с несистемной или, как уже сейчас очевидно, полусистемной оппозицией. Бороться будут — но политическими методами.
— Понятно, что власть позволяет Немцову стать депутатом, а Ройзману — мэром, но она при этом не дает им карт-бланш, с ними всё равно будут вести борьбу политические оппоненты, как, к примеру, представители «Единой России». И если они где-то совершат ошибку, то их будут на ней ловить и давить. Их не будут бить на уничтожение, но политический прессинг продолжится, — полагает он.
Стоит отметить, что Алексей Навальный является фигурантом еще двух уголовных дел, которые расследует против него и его родного брата Олега специальная бригада Следственного комитета из 14 опытных следователей. Источники в СКР утверждают, что расследование по этим делам идет полным ходом, а одно из них — дело «Ив Роше» — уже подошло к финишу.
— Расследование дела фактически завершено, в ближайшее время Алексею и Олегу Навальным будут предъявлены обвинения в окончательной их версии, после чего материалы дела передадут в прокуратуру для утверждения, — рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах.
Напомним, что еще 14 декабря 2012 года СКР возбудил уголовное дело, фигурантами которого стали братья Алексей и Олег Навальные. По версии следствия, Алексей Навальный создал ООО «Главное подписное агентство» (ГПА), а его брат Олег, являясь в 2008 году начальником департамента внутренних почтовых отправлений «Почты России», убедил представителя известной косметической компании «Ив Роше Восток» заключить договор на грузоперевозки с «Главподпиской». Следователи считают, что братья похитили около 55 млн рублей, которые ООО «Ив Роше Восток» перевело за транспортные услуги ГПА.
Навальные похищенные деньги якобы легализовали: большую часть они потратили на свои нужды, а 19 млн перечислили на счет фирмы-однодневки, а оттуда — по фиктивным договорам за аренду помещения, сырье и материалы — перевели на счет семейной фирмы «Кобяковская фабрика по лозоплетению».
Следователи заподозрили Навальных также в том, что они через ГПА похитили почти 4 млн рублей у Межрегиональной процессинговой компании, организовав грузоперевозки по завышенным ценам. Следователи считают, что похищенные деньги также выводились на семейную фабрику, а затем обналичивались матерью блогера Людмилой Навальной.
В другом уголовном деле против Алексея Навального идет речь о хищении 100 млн рублей у партии СПС, что стало поводом для возбуждения в конце декабря 2012 года уголовного дела о мошенничестве и отмывании денег.
По версии следствия, в 2007 году Навальный и Офицеров, возглавляя компанию «Аллект», по договоренности с политической партией «Союз правых сил» получил 100 млн рублей на проведение рекламной кампании. Однако сам Навальный якобы перевел деньги на счета фирм-однодневок, не предоставив следствию никаких доказательств оказания услуг партии СПС. Для следствия это дело будет непростым: прошло уже достаточно времени с момента самого события, «Аллект» уже ликвидирован, а СПС был распущен.
— В условном приговоре есть воспитательный момент: сейчас все станут смотреть, как Навальный будет себя вести по отношению к власти, — считает председатель президиума Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и Человек» Владимир Жеребенков. — В настоящий момент он фактически находится на крючке: малейшее правонарушение — и его отправят за решетку.
По мнению эксперта, если Навального не коснется амнистия, то ему в ближайшее время может грозить реальный срок.
— Если другие уголовные дела против Навального будут утверждены в прокуратуре и дойдут до суда, то, как показывает практика, судья уже не даст ему условный срок, — пояснил «Известиям» Жеребенков. — Наказание будут выносить с учетом частичного сложения приговоров по разным делам, поэтому ему могут дать 5–6 лет реального срока. Суд будет мотивировать это неоднократностью совершения преступлений Навальным, поэтому сочтет его исправление без изоляции от общества невозможным. В моей практике был лишь один случай, когда судья вынесла человеку повторно условный срок.
Итак, получается, что если раньше некоторых рьяных оппозиционеров упорно выталкивали из системного поля (вспомним упорную борьбу с так называемыми несогласными в 2007 году), то сегодня Навального как будто насильно вталкивают в него.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что Алексея Навального не страшит тот факт, что он не сможет баллотироваться на выборах в Мосгордуму.
— Стать кандидатом в Мосгордумы для него не является мечтой всей жизни, скорее всего, он захочет продать свой бренд на предстоящем голосовании. Ведь в Москве дума не является влиятельным органом власти. Политолог подтверждает, что власть добилась своей цели: «Деление на системную и несистемную оппозицию — уже вчерашний день».