| 02 октября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Кирилл Логинов
Согласно опросу Левада-центра, проведенному 20-24 сентября 2013 года, 78% респондентов высказались в поддержку возвращения графы «против всех» в избирательные бюллетени, из них данную идею твердо поддерживают 43%, скорее поддерживают – 35% респондентов. По сравнению с аналогичным опросом прошлого года доля твердых сторонников графы «против всех» выросла на 7%.
Широкое обсуждение темы началось после предложения спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко вернуть графу «против всех». На предложение главы верхней палаты отреагировал и премьер: в интервью телеканалу «Россия-24» Дмитрий Медведев допустил возможность возвращения графы, хотя и отметил, что инициатива требует дополнительного обсуждения: «Я в принципе не возражаю, я считаю, что она может принести определенную пользу, хотя в условиях большого количества партий, может быть, в ней нет такого смысла, как это было, например, когда партий гораздо меньше».
Высокий уровень обсуждения инициативы заставил многих предположить, что возвращение графы «против всех» в избирательные бюллетени всерьез готовится властью.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин в целом согласен с таким мнением: «Эта инициатива направлена на поляризацию оппозиционного политического поля. С помощью этого нехитрого политтехнологического маневра в том числе и власть пытается отделить в оппозиционной среде тех, кто настроен деструктивно, от тех, кто настроен конструктивно и имеет конкретную программу», – считает политолог.
Руководитель департамента политических исследований Фонда развития гражданского общества Андрей Кочетков придерживается противоположной точки зрения. По его мнению, «сам процесс политической модернизации связан с широкими общественными дискуссиями, в ходе которых могут высказываться самые разные точки зрения о том, как сделать нашу политическую систему более адекватной потребностям избирателей».
«Я рассматриваю инициативу Матвиенко именно в рамках такой дискуссии. Но вряд ли чиновник такого высокого уровня может быть использован какими-то политическими силами для проведения зондажа каких-то инициатив. Я думаю, что это личная точка зрения Матвиенко, которую она, безусловно, имеет право высказать не только как спикер Совета Федерации, но и как гражданин», – считаетАндрей Кочетков.
Он напоминает, что в свое время эта графа была отменена в том числе по требованию БДИПЧ ОБСЕ. По этой причине эксперт не согласен с тем, что возвращение графы «против всех» улучшит соблюдение прав избирателей.
«Это, на мой взгляд, красноречиво доказывает тот факт, что к соблюдению прав избирателей наличие такой графы не имеет никакого отношения. Скорее наоборот – зрелая демократия предусматривает конкретный гражданский выбор конкретного избирателя. Если мы хотим развивать нашу политическую систему, мы, напротив, должны стимулировать избирателя к голосованию за конкретную политическую силу», – отмечает политолог.
Андрей Кочетков не видит оснований для скорого принятия решения о возврате графы «против всех»: «Что касается того, какое решение может быть принято высшим политическим руководством страны – я могу высказать только свое экспертное мнение. Я думаю, что подобная инициатива должна быть проработана на всех уровнях, должны быть выслушаны все точки зрения. Но, если говорить объективно, лично я не вижу серьезных оснований для того, чтобы предпринимать по этому вопросу какие-то радикальные и поспешные действия».
В экспертной среде стало распространенным опасение, что после возврата графы «против всех» значительно снизятся результаты «системных» оппозиционных партий на будущих выборах. Такой точки зрения придерживается и Алексей Мухин – более того, он считает это главной целью возврата графы.
«Последствия будут катастрофическими для партий системной оппозиции. Часть тех, кто до отмены графы голосовал "против всех", на последующих выборах, в частности, на выборах 2011 года, голосовали и за КПРФ, и за ЛДПР, и даже за "Справедливую Россию". Теперь же графа "против всех" уведет эти голоса от парламентской оппозиции. Парламентская оппозиция уже начала печалиться по этому поводу – теперь коммунисты, ЛДПР и справедливороссы будут обвинять "Единую Россию" в том, что она лоббирует возвращение этой графы для размывания их электората. В 2006 году отмена графы стала настоящим подарком системным оппозиционным партиям. Теперь, как я понимаю, этот подарок "Единая Россия" хочет забрать», – резюмировал Алексей Мухин.
Андрей Кочетков не считает графу «против всех» важным фактором ни для мобилизации электората, ни для результатов системных оппозиционных партий: «Сейчас грань между традиционной системной и несистемной оппозицией потихоньку начинает стираться. Как показали прошедшие 8 сентября выборы, политические деятели, ранее относившиеся к несистемной оппозиции, стали перетекать в системную. Встреча на Валдае с представителями оппозиции также показала благоприятные перспективы этого процесса. При этом замечу, что прошедшие выборы прошли в отсутствие графы "против всех". Не думаю, что введение графы "против всех" способно стать существенным фактором, влияющим на электоральную ситуацию». «Есть точка зрения, что возврат этой графы будет способствовать повышению явки, прежде всего на региональных выборах. Я не склонен серьезно относиться к подобному мнению. Наличие социологических опросов, из которых ясно следует, что такая графа существенно не повысит явку, подтверждает эту точку зрения», – отметил Андрей Кочетков.